В прошлом году Минстрой РФ запустил реформу системы ценообразования в строительной отрасли и анонсировал переход на ресурсную модель проектирования. Создание федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) обойдется государственному бюджету в 180 млн рублей. Ответственным ведомством за реализацию выступает «Главгосэкспертиза». До запуска ФГИС ЦС осталось несколько месяцев - система должна заработать в конце сентября 2017 года. STROY.EXPERT опросил участников отрасли и экспертное сообщество, как они относятся к введению данной системы ценообразования в строительстве, действительно ли ее внедрение позволит оптимизировать работу, исключив ошибки в нормировании, а также урегулирует деятельность поставщиков строительных ресурсов.
В рамках реформирования системы ценообразования в строительной отрасли в марте уже были введены в действие утвержденные Минстроем специальные методики, которые устанавливают порядок разработки единичных расценок, сметных норм на строительные, ремонтно-строительные, пусконаладочные работы, монтаж оборудования и порядок определения сметной стоимости строительства с применением сметных нормативов, включенных в федеральный реестр. Уже к 30 сентября Главгосэкспертиза РФ должна сформировать некий перечень юридических лиц, которые впоследствии будут предоставлять информацию о ценах на ресурсы в ФГИС ЦС. И, наконец, до 15 декабря 2017 года в ФГИС ЦС должны быть представлены практически все цены на строительные ресурсы.
В Минстрое РФ обещают, что в ФГИС ЦС будет заложена актуальная информация о ценах на стройматериалы, стоимости технических и трудовых ресурсов по всей стране с учетом территориальной специфики. На все элементы выполняемой при строительстве работы, в разрезе трудозатрат рабочих, применяемых стройматериалов и техники, будут сформированы ценовые нормы. Далее на их основе будут рассчитываться показатели стартовой сметной стоимости строительства того или иного объекта. Те поставщики строительных материалов, которые не предоставляют информацию о своем продукте в ФГИС ЦС, лишают себя возможности участвовать в госзаказе, поскольку ее нельзя будет заложить в будущую проектную документацию объекта строительства.
Таким образом ключевым моментом в применении ФГИС ЦС становится тот факт, что сметные нормативы, включенные в нее для определения сметной стоимости строительства, будут являться обязательными для субъектов, осуществляющих строительство за счет бюджетных средств. В остальных же случаях утвержденные сметные нормативы могут применяться только на добровольной основе любыми участниками строительства. «Проводимая реформа ценообразования в строительстве, в первую очередь, направлена, на регулирование сектора госзакупок и не повлияет существенным образом на порядок формирования цен при реализации исключительно коммерческих проектов», - подчеркивает Ирина Афанасьева, юрист практики «Недвижимость. Земля. Строительство» юридической фирмы VEGAS LEX.
По словам министра строительства и ЖКХ Михаила Меня, которого цитирует «РГ», «сегодня мы продолжаем работать по принципам индексно-базисного метода, который хорош в момент стабильной экономики и малой инфляции. Ресурсный же метод предполагает создание государственно-информационной системы, оценку и ежеквартальный мониторинг стоимости всех строительных ресурсов (это и строительные материалы, и заработная плата в отрасли, и услуги машиномеханизмов, и логистика)». Министр заверил, что данной схемой смогут воспользоваться не только участники бюджетного процесса, но и все люди, которые хотят что-либо построить. Система будет выложена в открытом доступе в интернете.
«Это действительно полезная вещь для всех, она сделает ценообразование прозрачным, но оно все равно будет приблизительное. Не надо забывать, что это стартовая цифра для проведения аукциона. После аукциона там уже будущие подрядчики, они уже будут принимать решение — идти на снижение или нет. Но рынок уже будет корректировать не от «палец-пол-потолок», а от нормальной более или менее стартовой стоимости», - отметил Михаил Мень в интервью изданию.
Также в Минстрое РФ уверены, что создание регулируемой системы ценообразования не вызовет вопросов в ФАС. По словам Михаила Меня, антимонопольное ведомство само «приветствует и поддерживает» создание ФГИС ЦС, поскольку последняя ничего «не монополизирует, а позволяет собирать информацию о производителях в единую базу, из которой будет всем понятно и очевидно, сколько стоит тот или иной ресурс в конкретном регионе».
Что о новой системе ценообразования думают опрошенные эксперты – читайте далее.
Среди участников экспертного и бизнес-сообщества пока не сложилось единого мнения по поводу внедрения новой системы ценообразования в строительной отрасли. Ряд из них уверены, что данные нормативы будут иметь огромное значение для всей стройиндустрии, поскольку позволят установить определенные ориентиры среднерыночных цен на рынке. Некоторые эксперты, напротив, полагают, что цены на ресурсы не будут отражать рыночные реалии ввиду недостаточной проработки системы информационного обеспечении. Часть экспертов и вовсе отмечают, что подобный инструмент регулирования рынка строительных материалов может стать источником для реализации коррупционных схем. Однако многие эксперты все-таки сходятся во мнении, что система, при грамотной своей реализации, все-таки позволит запустить механизм прозрачности и контроля. В любом случае, сделать выводы об эффективности работы ФГИС ЦС можно будет только после ее запуска и тестирования в течение определенного периода времени.
Александр Лелин
Генеральный директор «Главстрой-СПб»
Сделать выводы об эффективности работы единой электронной государственной системы ценообразования в строительстве можно будет после ее запуска и завершения периода апробации.
В целом, я положительно оцениваю появление ФГИС ЦС. Несмотря на то, что новый механизм, прежде всего, направлен на повышение эффективности расходования средств при реализации объектов с участием государственных средств, он может стать практическим инструментом и для девелоперов. В настоящий момент застройщики самостоятельно анализируют информацию и проводят расчеты себестоимости строительства.
К примеру, наша компания работает по нормативным ценам при возведении социальных и транспортных объектов. Для расчета себестоимости строительства других объектов мы анализируем объекты-аналоги для определения ориентировочных объемов и единичные расценки, в т.ч. основанные на опыте заключенных договоров. Создание единой базы существенно облегчит этот процесс и сделает его более понятным и прозрачным для конечных покупателей.
Павел Горячкин
Президент Союза инженеров-сметчиков
В последнее время наше правительство слишком увлеклось внедрением различных государственных информационных систем. Между тем, установление цен на рынке – задача бизнеса, а не государства. Тем более, если речь идет о рынке стройматериалов, который напрямую никак не регулируется. У нас уже есть одна система ГИС ЖКХ, которая работает не без изъянов. Но мы снова ставим вопрос о ценообразовании в строительстве, где присутствует несколько сотен тысяч различных наименований и цен.
К слову, в каждом российском регионе есть органы, которые занимаются мониторингом цен на строительные материалы. Возьмем те же региональные центры по ценообразованию в строительстве, у которых с 1992 года накоплен колоссальный опыт. Зачем нам понадобилось придумывать что-то новое и дублировать их функции на федеральном уровне, возлагая эту работу на Главгосэкспертизу РФ – непонятно. Выглядит все это довольно странно: Главгосэкспертиза сама разрабатывает нормативы, сама мониторит и определяет цены, а дальше эти цены еще и проверяет на достоверность.
Есть еще ряд обстоятельств, связанных с введение ФГИС ценообразования в строительстве, которые вызывают оправданные опасения. О них – ниже. Кто бы там что не говорил, якобы государство не собирается напрямую регулировать цены и выступать против принципов рыночной экономики и цены всего лишь «пройдут через горнило» экспертизы, а потом благополучно будут предъявлены на торги, в ходе которых все еще может поменяться, - все это очевидное лукавство. По результатам проверки достоверности проектной документации, цена на конкретный стройматериал может измениться только в меньшую стоимость. На всех этапах конкурсов и торгов цена срезается, никак не иначе, - это очевидный факт.
Кстати, в прошлом году с подачи Минстроя РФ в Градостроительный кодекс была внесена глава о ценообразовании и сметном нормировании в области градостроительной деятельности, где четко прописано, что для всех бюджетный строек, а также для системы ЖКХ и госкорпораций, обязательным становится применение государственно-сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов, размещаемых в ФГИС ЦС. Это значит, что при разработке сметной документации на объекты с участием средств государственного бюджета сметчик будет обязан использовать только ту цену на бетон, кирпич, арматуру, рабочую силу, перевозку грузов, эксплуатацию машинного оборудования, которую укажет Главгосэкспертиза в разработанной ФГИС ЦС. И никакую другую цену сметчику поставить просто не дадут. Если специалист внесет цену на арматуру, которую он фактически может приобрести в своем регионе, но которая отличается от размещенной в ФГИС ЦС, ему эту цену вычеркнут. При этом нет никакой гарантии, что цены в мониторинге будут действительно адекватны сегодняшней рыночной ситуации.
Есть еще одна проблема. До 15 декабря 2017 года в ФГИС ЦС должны быть представлены практически все цены на строительные ресурсы. Речь идет по меньшей мере о 70-80 тыс. различных наименований и цен. Всего же материалов на строительном рынке несколько сотен тысяч. Строительство – одна из самых материалоемких отраслей промышленности. Здесь только один объект может включать несколько десятков тысяч ресурсов. С трудом себе представляю, что кто-либо в состоянии отмониторить такое количество цен на столь колоссальном рынке, причем не только в конкретном регионе или 89 Субъекте федерации, но также и границах отдельных районов, которых около 200.
Уже к 30 сентября Главгосэкспертиза РФ должна сформировать некий перечень юридических лиц, которые впоследствии будут предоставлять информацию о ценах на ресурсы в ФГИС ЦС. Однако проблема в том, что нет ни одного документа, в котором была бы прописана обязанность предоставления этих цен, нет санкций и рычагов воздействия за непредоставление этой информации. Кроме этого, Минстрой РФ сегодня откровенно говорит производителю и поставщику строительных материалов: дайте нам не только цены на вашу продукцию, но также покажите объемы производства и выручку от реализации за год. Причем никто не задумывается о том, что все эти показатели могут являться предметом коммерческой тайны.
Я уже не говорю о том, что цена – вообще понятие довольно растяжимое. Возьмем ту же арматуру. У одного и того же производителя цена для каждого конкретного покупателя может отличаться на несколько десятков процентов. Времена сейчас непростые, переговорные процессы в бизнесе никто не отменял. Цена будет складываться в том числе и от объемов закупаемого материала, а также транспортных расходов. В ФГИС ЦС же критерий объема поставки даже не предусмотрен. В системе будет указываться только конкретная марка и цена. В то же время разброс цены на сегодняшней день на арматуру может составлять до 80% (от 25 до 38 тыс. рублей за тонну).
Ну и потом, если государство в лице Минстроя РФ начинает декларировать единые цены, оно должно нести за них ответственность. В Советском Союзе государство регулировало ценообразование на строительные материалы через Госмонцен, Госплан, одновременно с этим правительство гарантировало приобретение этой продукции по утвержденным ценам. А что сегодня? Минстрой РФ, фактически навязывая свои средневзвешенные цены рынку, не может гарантировать приобретение данных материалов. К чему это может привести? Очевидно, что цены не будут отражать реальной ситуации на рынке, их «нарисуют» методом интерполяции и математического сравнения, достоверности в них никакой не будет. А пострадают в первую очередь производители и поставщики продукции.
Возьмем еще один аспект. С введением данной системы мы получим ситуацию с ограничением конкуренции на рынке, а также появлением коррупционных элементов (хотя Минстрой РФ это отрицает). Нужно учитывать тот факт, что в последние годы стали весьма характерны неплатежи по госзаказам, становится все больше судебных споров по вопросам стоимости строительства. Дорожники вот постоянно жалуются, что не всегда стоимость строительства их объектов устанавливается правильно. В результате хромает качество и удобряется почва для коррупции. Желание диктовать цены на рынке - это всегда очень большая ответственность, экономическая и политическая. Готово ли к этому наше государство? Сомневаюсь.
Еще хочется обратить внимание на то, что некоторые принятые решения по введению ФГИС ЦС даже в части своих формулировок просто безграмотны. Например, в методике расчета часто упоминается некая «сметная цена». Что имеется в виду? Давайте разберемся. Минстрой РФ предлагает в качестве сметной цены брать цену производителя на месте отгрузки у поставщика, то есть не учитывать стоимость транспортировки. В данном случае речь идет об оптовой цене или отпускной, если хотите, но никак не о сметной. Последняя же цена является той, которая фиксируется уже непосредственно на объекте строительства, с учетом доставки.
Транспортные затраты, к слову, - очень серьёзная строка расходов в любой смете на строительство. Так, цена цемента марки 500 у поставщика может быть 2,9 тыс рублей за тонну. При плече перевозки в 600 км цена может вырасти до 3,8 тыс. рублей за тонну. А на строительной площадке тонна цемента может и вовсе стоить уже 4,5 тыс рублей.
Какой смысл во всей этой системе ценообразования, если из нее попросту выкидываются транспортные расходы? Тем более, что тарифы на автомобильные и ж/д перевозки сметчик опять-таки вынужден брать из федеральной государственной информационной системы.
И последнее, о чем хотелось бы сказать, ФГИС ЦС и мониторинга цен декларируется сегодня Минстроем РФ как ключевой элемент новой ресурсной системы ценообразования в строительстве, так называемого ресурсный метод. Я сам являюсь сторонником данного метода, поскольку полагаю, что он позволяет точно определить стоимость любого строительства. Это, кстати, не изобретение сегодняшнего дня, метод существует еще 90-х годов, им уже давно пользуются крупные корпорации, типа Росатома, многие регионы работают только по этому методу. Однако мы не должны здесь подменять понятия. Ведь на чем основывается ресурсный метод? При определении стоимости строительства все ресурсы, которые используются в процессе производства, идут по фактической стоимости, причем исполнитель работ должен подтвердить эту стоимость расчетно-платежными документами, договорами, товарно-транспортными накладными. Другими словами, речь идет о цене, по которой материал был объективно приобретен у поставщика. И в этом случае нам, безусловно, нужен ориентир в виде некого ценового мониторинга.
К примеру, заказчик говорит: «У меня по мониторингу арматура стоит 33 тыс рублей, а вы мне предлагаете на 30% дороже. У меня есть сомнения, докажите, что цена рыночная». А дальше уже начинается нормальный договорной процесс. Мы же сегодня эту составляющую пытаемся убрать. Если все цены на ресурсы сметчик обязан брать из ФГИС ЦС, теряется весь смысл ресурсного метода.
Маргарита Пантелеева
Доцент Московского государственного строительного университета
Правительством РФ 23 сентября 2016 года было утверждено «Положение о создании Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве». Это положение определило порядок формирования новой системы определения стоимости строительно-монтажных работ в соответствии с законом, направленным на совершенствование системы сметного нормирования и ценообразования в строительстве.
Напомню, существует два основных метода определения сметной стоимости строительной продукции: базисно - индексный и ресурсный. На данный момент при финансировании объекта из государственного бюджета наиболее часто применяется базисно – индексный метод, использующий сметно-нормативную базу 2001 года (СНБ-2001) в современных редакциях.
При оценке стоимости строительства данный метод позволяет определить будущие затраты при осуществлении проекта путем умножения цен из базовых федеральных или территориальных единичных расценок на индексы удорожания, приводящих цены 2001 года к современным реалиям. Преимущество данного метода - простота и вытекающая из нее возможность оперативно производить расчеты, не тратя время на поиск информации о ценах на составляющие затрат в различных источниках информации. Сторонники этого метода утверждают, что неточности, возникающие при использовании индексов удорожания в общей массе набора работ, компенсируют друг друга и выведенная общая стоимость прямых затрат соответствует рыночной. В действительности, нередко возникают ситуации, при которых подрядчики не выполняют весь комплекс работ, и тогда одной из сторон приходится терпеть убытки в связи с завышенной или заниженной стоимостью произведенных работ. Кроме того, усредненные цены могут являться причиной неверной оценки затрат, неточного анализа эффективности деятельности организации и создают трудности при распределении авансовых поступлений.
Стоит также учитывать, что при использовании базисно - индексного метода оценки стоимости строительно-монтажных работ крайне необходимо иметь соответствующие программное обеспечение, которое автоматически умножает базовую стоимость материалов на соответствующие индивидуальные индексы. К сметному расчету, составленному таким образом, для выделения на фоне других конкурсантов по параметру «цена» подрядчик во время проведения тендера на государственный заказ может применить понижающий коэффициент.
Суть ресурсного метода заключается в объединении рыночных цен на материалы и услуги с утвержденными нормами расхода. Этот метод, на сегодняшний день, является наиболее точным методом определения стоимости СМР, так как представляет собой суммирование всех затрат в реальном текущем уровне цен. При использовании данного метода управленец и его команда могут точно рассчитывать, что их затраты по проектным видам работ будут соответствовать выведенным ценам в смете. Но данный метод является крайне трудоемким, и ни заказчик, ни подрядчик зачастую не могут себе позволить потратить необходимое количество времени на составление, корректировку и проверку всех позиций по смете. В этом и кроется причина непопулярности данного принципа составления смет на крупные объекты.
ФГИС ЦС призвана решить существующие проблемы актуализации СНБ 2001 года и упростить использование ресурсного метода оценки стоимости СМР. Основным принципом данной системы является безвозмездное обеспечение заинтересованных лиц полной, достоверной, актуальной и общедоступной информацией о ценах на строительные ресурсы. Предполагается, что использование такого рода базы данных, сформированной специальными уполномоченными структурами, производящими мониторинг цен на строительном рынке, позволит участникам строительства воспользоваться всеми преимуществами ресурсного метода, снизив его трудоемкость. Для использования этой системы не предполагается наличие специального программного обеспечения (хотя для автоматизации расчетов, им, безусловно, стоит пользоваться), достаточно будет выхода в интернет. ФГИС ЦС будет оснащена специальной системой информационной и технической защиты, которая обеспечит достоверность информации и стабильность работы ресурса, а пользователи системы будут обязаны ссылаться на источник информации при ее использовании.
Данный подход привлекателен для многих. Менеджеры с обеих сторон будут иметь возможность планировать свои будущие расходы с минимальной погрешностью и эффективно распределить имеющиеся на счетах активы. Исполнители без труда смогут составить точные сметы в рыночном уровне цен. Существенную роль играет прозрачность в отношениях между подрядчиком и заказчиком, которая препятствует возникновению конфликтов по поводу эффективности использования средств и позволяет сосредоточиться на более важных вопросах. Возникает дополнительный ориентир при выборе поставщиков: если цены сильно отличаются от представленных в системе, возникает повод задуматься о качестве предоставляемого продукта. При проведении конкурса на осуществление строительства подрядчики больше не смогут занижать цены своего предложения, не имея на то объективных причин.
Кроме того, реформация системы нормирования, которая также заложена в идее создания ФГИС ЦС, должна сделать информацию, содержащуюся в сметах, наиболее объективной. За время, прошедшее с момента создания СНБ-2001, в строительном производстве прижилось множество новых технологий и инновационных материалов, аналоги которым сложно найти в существующей базе. Какие-то работы, напротив, уже потеряли свою актуальность. Новая классификация по-новому отразит многообразие видов работ и уменьшит вероятность ошибки при выборе расценки.
Проект «Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве» может в корне поменять подход к осуществлению сметных расчетов на объекты, строительство которых финансируется из государственного или муниципального бюджета. Также это может сделать использование утвержденных нормативов более привлекательным для коммерческих структур. Но, как показывает опыт последних десятилетий, существует высокая доля вероятности того, что данная инициатива не приведет к существенным изменениям. Скорее всего, новые нормативы будут представлять собой очередную модернизированную версию нормативов 1984 года, новая классификация повторит структуру старой. Но, что самое удручающие, цены на ресурсы не будут отражать рыночные реалии ввиду недостаточной проработки системы информационного обеспечения. Тогда все нововведения лишь усложнят работу предприятий строительной отрасли, так как, заставят их пересмотреть принципы работы со сметной стоимостью и вынудят их находить новые обходные пути, которые позволят эффективно и в то же время в рамках требований государственного заказчика осуществлять строительство и вести соответствующую документацию.
Евгений Новак
Председатель Совета директоров ГК «ИМПУЛЬС-ИВЦ»
23 декабря 2016 года было утверждено постановление № 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов». Производители строительных материалов с годовой выручкой свыше 10 млн рублей будут иметь право предоставлять данные о стоимости своей продукции и другие данные во ФГИС ЦС. Первичные данные будут поданы до 15 декабря 2017 года, далее - ежеквартально.
ФГИС ЦС создается, прежде всего, в целях повышения прозрачности сметного ценообразования в строительстве и более обоснованного расходования бюджетных средств всех уровней. Пользователи ФГИС ЦС смогут получать статистические данные по большинству строительных материалов, что поможет развитию конкуренции и самих предприятий отрасли.
Посредники не создающие дополнительной ценности - реальной добавленной стоимости и так находятся в незавидном положении независимо от ввода ФГИС ЦС, а вследствие постепенного действия рыночных механизмов. Если дилеры обеспечивают транспортировку, хранение, комплектацию, им не о чем беспокоиться и ФГИС ЦС сама по себе не поможет снизить цены на материалы, ведь крупные заводы не работают напрямую с большинством малых и средних подрядчиков. Другое дело, что ФГИС ЦС поможет заказчикам более точно определять начальные сметные цены на строительство. Осложнится необоснованное завышение стоимости работ.
Для ГК «ИМПУЛЬС-ИВЦ», как для подрядчика по проектам и монтажным работам в области инженерных систем, а также соразработчика программы «1С:Смета» и прочего строительного софта, введение и аккуратная поддержка подобной системы, безусловно, представляется прогрессивным явлением, которого давно не хватало инвестиционно-строительной отрасли. Однако создателям и контролерам ФГИС ЦС стоит учесть интересы всех участников рынка.