Металлургия и строительство: нетрадиционные решения
Тема недели
preview

Продукция металлургической промышленности находит применение во многих отраслях отечественной экономики, не последнюю роль играет и в возведении зданий и сооружений, причем не только промышленного назначения, но и гражданских объектов. Нынешнюю «Тему недели» редакция STROY.EXPERT подготовила совместно с Ассоциацией развития стального строительства (АРСС). В названии фигурирует формулировка «нетрадиционные решения», поскольку порой проектировщикам и строителям приходится идти на самые нестандартные решения, расширяя сферу применения металлургической продукции.


Главное сырье

Производство материалов для строительства все чаще рассматривают в тандеме с металлургической промышленностью. Основным исходным сырьем для получения черных металлов, которые впоследствии используются для создания металлокаркасов и идут на возведение объектов строительства, являются железная руда, марганец, коксующиеся угли и руды легирующих металлов. Низколигированная сталь (самый высокотехнологичный сплав с содержанием легирующих элементов менее 3%) получила самое широкое применение в строительстве. Ключевая особенность – в ее состав входят недорогие легирующие элементы, которые отличаются низкой склонностью к разрушению и повышенной прочностью. Именно поэтому использовать низколегированные стали в строительстве крайне выгодно – это позволяет значительно сократить общую массу строительных конструкций и получить существенную экономию металла.

Применяется металлургическая продукция при возведении промышленных объектов, высотных зданий, жилых комплексов средней и низкой этажности, многофункциональных комплексов, инфраструктурных объектов (паркингов, спортивных сооружении), социальных объектов и в мостостроении.

Реновация нам поможет?

По мнению экспертов из АРСС нынешнему рынку стального строительства поможет программа реновации. Сейчас производство металлоконструкций для строительства зданий и сооружений в России занимает минимальную долю среди европейских стран – 3% против 60% (объем производства стальных компонентов в 2016 году составил не более 2,1 млн тонн, в то время как в Великобритании произвели 41 млн тонн, в Нидерландах – 66 млн тонн). Однако специалисты прогнозируют в ближайшее время ежегодный рост рынка хотя бы на 10-15%.

«Рост конкуренции на рынке столичной жилой недвижимости, повышение стоимости традиционных стройматериалов и снижение рентабельности девелоперского бизнеса стали катализаторами для поиска новых эффективных решений. Кроме того, в последние годы в России образовался избыток мощностей по производству стали, а также снизилась ее стоимость на мировом рынке. Поэтому некоторые девелоперы, видя перспективы технологии строительства на металлокаркасе, стали внедрять ее на российском рынке», - говорит Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум Групп». По ее словам, возрождающаяся популярность «стального строительства» объясняется целым рядом преимуществ, которые оно имеет по сравнению с другими технологиями: снижение стоимости квадратного метра, сокращение сроков строительства, разнообразие планировочных решений, возможность строительства на проблемных участках, экологическая безопасность.

«Три кита» применения стальных конструкция в строительстве

1. Скорость. Высокие темпы строительства позволяют возводить «коробку» здания в сжатые сроки. Потенциальные жители смогут въехать в квартиру уже спустя 8 месяцев с момента начала строительства здания на металлокаркасе.

2. Конкурентная себестоимость. Технология возведения домов сводится к сухой всесезонной «сборке» заготовок заводского качества при использовании только кранов на автомобильном шасси. Также фиксируется экономия на спецтехнике и уменьшении требуемого количества специалистов высокой квалификации. Все это позволяет снизить себестоимость строительства одного квадратного метра площади.

3. Дополнительные возможности. Отсутствие несущих стен в зданиях на металлокаркасе позволяет реализовывать любую поэтажную квартирографию и увеличивать продаваемую площадь здания до 10%. По качественным характеристикам (теплоизоляции, звукоизоляции, огнестойкости) здания, реализованные на стальном каркасе, не уступают характеристикам зданий, построенных по классическим технологиям.

Однако, несмотря на преимущества этого вида продукции применительно к возведению зданий и сооружений, эксперты выделяют и ряд проблем, о которых мы поговорим ниже.

Новые решения: Алюминий и мосты

Говоря о применении металлургической продукции, нельзя не упомянуть о «крылатом металле» - алюминии, который в последнее время становится весьма востребованный в строительных отраслях. Здесь назрело немало проблем, на которых мы не будем останавливаться подробно. О перспективах и проблематике применения этого металла STROY.EXPERT рассказывал в одной из предыдущих «Тем недели». Хотелось бы затронуть один их аспектов применения алюминия в строительстве, о котором мало кто в России сегодня знает, - алюминиевом мостостроении.

По словам промышленного эксперта Леонида Хазанова, сейчас в России построено и строится немало металлических мостов, но практически все они - из стали, тогда как алюминиевых мостов всего три. Первый из них, Коломенский мост в Санкт-Петербурге, был сооружен еще в 1968-1969 годах (длина - около 38 м, ширина — 27,5 м). Второй мост был открыт в конце июня нынешнего года в деревне Афонино, расположенной практически рядом с Нижним Новгородом (длина - 38 м, ширина - 6,5 м). Там же в ночь с 13 на 14 июля был поставлен третий алюминиевый мост с аналогичными параметрами. Все три моста являются пешеходными.

«За границей алюминиевые мосты, как пешеходные, так и автомобильные, очень популярны, - говорит г-н Хазанов. Впервые алюминий был использован в конструкции Смилтфилдского моста в Питтсбурге (США) в далеком 1939 году: тогда ряд его стальных элементов был заменен на алюминиевые, после чего его масса существенно снизилась. Более того, по нему спокойно ездили автомобили и троллейбусы. Мост же целиком сделанный из алюминия был возведен в 1946 году в городе Массене (США), причем по нему было организовано движение железнодорожных составов для расположенного неподалеку алюминиевого завода. С тех пор алюминиевые мосты строятся и в Северной Америке, и в Европе, и в Азии». По мнению эксперта алюминиевые мосты имеют неоспоримые преимущества – их гораздо легче перевозить, монтаж и установка занимает гораздо меньше времени. В то же время стальные мосты тяжелее алюминиевых, их конструкции сложнее транспортировать, поэтому в районах Сибири и Дальнего Востока России есть реальный экономический смысл переходить на алюминиевые мосты.

Впрочем, пока в России алюминиевое мостостроение неразвито в силу сложившегося стереотипа о дешевизне стальных мостов. Мало кто задумывается, что через непродолжительное время после установки стальным конструкциям может потребоваться ремонт. А значит полная эксплуатационная стоимость алюминиевого моста (включающая в себя затраты на его сооружение и последующее использование, поддержание в нормальном состоянии) в действительности оказывается ниже стального. Для увеличения количества алюминиевых мостов необходима разработка отдельного свода правил. Как только он будет создан и принят, барьер на пути массового строительства мостов из крылатого металла будет снят.

С доводами о преимуществах алюминиевых конструкций не вполне согласен Дмитрий Харламов, генеральный директор ООО «ТРАНССТРОЙПРОЕКТ». Авторскую колонку эксперта, посвящённую перспективам применения металлоконструкций в мостостроении читайте в рубрике «Экспертные статьи».

Легкие, стальные, тонкостенные...

Легкие тонкостенные конструкции являются довольно популярным видом стальных конструкций в мире и у нас в стране. Их используют для несущих конструкций зданий различного назначения, а также для ограждающих конструкций (фасадов, перегородок).

Экономические показатели строительства из легких стальных тонкостенных конструкций в строительстве впечатляют. Однако пока ЛСТК не нашли столь массового применения по причине отсутствия типовых решений. Сегодня предпринимаются попытки сделать эту технологию максимально доступной, тем более, что опыт у российской строительной промышленности уже имеется. Для того, чтобы решить проблему применения ЛСТК нужно детально проанализировать и сравнить технико-экономические показатели строительства жилых домов одной категории - сооруженных с применением железобетонного каркаса, металлического, а также крупных стеновых конструкций. Также нужно всячески поддерживать деятельность организаций, стремящихся развивать стальное строительство в нашей стране.

На самом деле, до 2017 года главной проблемой применения ЛСТК оставалось фактическое отсутствие норм на проектирование такого вида конструкций. То есть законно их можно было применять только в тех случаях, если применение не ограничивалось законом (ИЖС, малоэтажное строительство, заборы и ограждения), либо при составлении специальных технических условий, которые для каждого объекта необходимо согласовывать в Минстрое РФ. Теперь, когда есть СП 260.1325800.2016 «Конструкции стальные тонкостенные из холодногнутых оцинкованных профилей и гофрированных листов. Правила проектирования», нормативный «вакуум» в этом вопросе снят.

О вечных проблемах

Развитию отрасли мешают стереотипы (кирпичные и монолитные дома привычнее), жесткие требования к пожарной безопасности материалов, а также отсутствие конкуренции на рынке и необходимость привлечения квалифицированной рабочий силы, что также удорожает продукцию. В алюминиевой промышленности - свои трудности. В частности, устаревшие ГОСТЫ и СНиПы, которые действуют уже более 20 лет. Строители могут применять этот металл только после разработки и утверждения специальных технических условий (СТУ) на этапе проектирования, объясняют эксперты.


Наталия Береза
Директор дирекции по продажам проектных решений ООО «ТК ЕвразХолдинг»

В чем Вы видите потенциал для применения металлургической продукции холдинга «Евраз» в гражданском и промышленном строительстве?

Строительство на металлокаркасе – технология с достаточно широким диапазоном применения, но при этом серьезно недооцененная в России. Отечественная стальная строительная индустрия имеет существенный потенциал для развития. Это обусловлено как набирающим в последние годы темп промышленным строительством, так и применением каркасной технологии в гражданском сегменте – в строительстве торговых и многофункциональных центров, паркингов, высотной коммерческой и жилой недвижимости.

Основными и неоспоримыми преимуществами стального строительства являются скорость и всесезонность выполнения работ. И здесь основной потенциал мы видим в применении технологии в реализации госпрограмм: в строительстве инфраструктуры, социальных и спортивных сооружений, в реализации госпрограмм по ветхому и аварийному жилью.

Отдельная ниша – потребность в инфраструктурных и жилых объектах оборонного ведомства.

Конструкции из современных высокопрочных марок сталей не только долговечны, но еще и весьма эффективны с точки зрения вариативности планировок и выхода полезной используемой площади зданий. Дополнительно они позволяют получать значительную экономию на фундаментах за счет уменьшения массы возводимых объектов.

В ситуации низких цен на рынке крупнейшие металлургические компании вынуждены активно искать новые рынки сбыта и увеличивать эффективность производства. ЕВРАЗ, как один из крупнейших металлопроизводителей России, безусловно, заинтересован в развитии темы стального строительства. Со своей стороны, компания предпринимает немало шагов не только в решении вопросов популяризации идеи строительства из металла, но и планомерно ведет расширение линейки выпускаемого проката, в частности горячекатанных двутавров и фасонного проката, осваивает выплавку новых высокопрочных сталей, ведет индивидуальную работу со строительными компаниями и заводами металлоконструкций. А в 2017 году мы начали движение еще в одном направлении – создаем типовые проекты на стальном балочном каркасе совместно с нашими партнерами.

Каковы, на Ваш взгляд, плюсы и минусы, а также перспективы «стального строительства» в нашей стране, в частности в гражданском строительстве?

Плюсы, как было сказано выше, в скорости, конкурентной стоимости, отсутствии сезонных ограничений, значительно более высокой эффективности в применении технологии в сейсмоопасных районах. Дополнительно стоит сказать о вариативности планировок за счет отсутствия несущих стен, уменьшении веса зданий и удешевлении фундаментных работ. Технология позволяет расширить спектр возможных архитектурных форм возводимых объектов, обеспечивает вариативность применяемых фасадных решений. Даже такая, казалось бы, мелочь, как возможность прокладки инженерных коммуникаций через конструкции перекрытий добавляют удобства и эффективности технологии. Если мы говорим о жилье – тут дополнительными преимуществами становится возможность более ранней сдачи объектов в эксплуатацию и, как следствие, ранее заселение.

Перспективы зависят от того, насколько быстро удастся решить вопросы «пробелов» в нормативной базе, в преодолении консерватизма и стереотипов как застройщиков, так и потребителей – граждан нашей страны. Для девелоперов и заказчиков должны стать известными, понятными и очевидными преимущества технологии стального каркасного строительства.

Минусы – дефицит квалифицированных проектировщиков, монтажных компаний, которые умели бы работать с металлом. Жесткая нормативная база в части требований по дополнительной огнезащите стальных конструкций. Недостаточная степень развития нормативной базы, что усложняет прохождение государственной экспертизы.

Что мешает расширять сферу применения этой технологии?

Быстрому расширению применения технологии препятствуют, в первую очередь, стереотипы. Ну и, безусловно, отсутствие практического опыта. Строить из железобетона и монолита в нашей стране научились давно, крупные застройщики серьезное внимание уделяют эффективности процессов, которые на сегодняшний день для них абсолютно понятны и отлажены. Каркасное строительство для них – terra incognita, «серая» зона. Если у девелопера нет понятного алгоритма действий при строительстве дома на металлокаркасе и нет рабочих со специальной квалификацией, - то для него такой проект может обойтись и вдвое дороже традиционного метода. А компаний, которые могут эффективно спроектировать здание на стальном каркасе, быстро и качественно произвести порой весьма сложные конструкции, оперативно смонтировать их на стройплощадке – в нашей стране не так много.

Нужно нарабатывать соответствующую компетенцию, работать с проектными институтами в образовательном аспекте, просто иметь возможность быстро посчитать и сравнить экономику проектов в нескольких вариантах конструктивного исполнения. Все это позволит технологии все глубже проникать в строительную сферу, находить своих «адептов» и повышать эффективность всего строительного бизнеса.

Прошедшие темы
Smart house: автоматизируй это, или Новая матрица домашней реальности11 сентября - 17 сентября, 2017
Проблемы повышения энергоэффективности котельного оборудования04 сентября - 10 сентября, 2017
Концессионный удар: решит ли ГЧП проблему с износом ЖКХ28 августа - 03 сентября, 2017
Ипотека-2017: ставки вниз21 августа - 27 августа, 2017
Стройиндустрия 4.0: о перспективах нетипичных технологий14 августа - 20 августа, 2017
Компфондом единым: о последствиях для застройщиков, банков, потребителей07 августа - 13 августа, 2017
Силикатные изделия – материалы будущего?31 июля - 06 августа, 2017
Финансирование строительной отрасли: источники, проблемы, перспективы24 июля - 30 июля, 2017
Металлургия и строительство: нетрадиционные решения17 июля - 23 июля, 2017
Цемент в России-2017: проблемы и перспективы10 июля - 16 июля, 2017
Реформа ценообразования в строительстве: эксперты о запуске ФГИС03 июля - 09 июля, 2017
Керамические материалы в строительстве: проблематика и перспективы26 июня - 02 июля, 2017
Жизненный цикл зданий: изменение нормативов в строительстве19 июня - 25 июня, 2017
Алюминий в строительстве: проблемы и перспективы «крылатого металла»12 июня - 18 июня, 2017
Кто финансирует дорожное строительство в России?05 июня - 11 июня, 2017
Какие препятствия встали на пути у российских высоток?29 мая - 04 июня, 2017
Новые технологии малоэтажного строительства22 мая - 28 мая, 2017
ГЧП в комплексном освоении территорий15 мая - 21 мая, 2017
Коммерческое арендное жилье: как заработать бизнесу08 мая - 14 мая, 2017
Новые правила типовой застройки01 мая - 07 мая, 2017
Stroy.Expert
58,10 69,68