«Болезни роста» российских ГЧП-проектов: итоги и перспективы
Тема недели
preview

Последнюю тему недели в уходящем 2017 году редакция STROY.EXPERT решила посвятить государственно-частному партнерству в дорожном строительстве и ЖКХ. Портал неоднократно писал о проблемах, с которыми сталкиваются игроки, писал и о правоприменительной практике концессионных соглашений, подробно рассказывал о «башкирском деле». В этой же статье речь пойдет об итогах 2017 года и перспективах.


Принятые законы:

Закон о ГЧП – Федеральный закон от 13.07.2015 № 224 - ФЗ «О государственно - частном партнерстве, муниципально - частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные а кты Российской Федерации».

Закон о защите конкуренции – Федеральный закон от 26.07.2006 № 135 - ФЗ «О защите конкуренции».

Закон о контрактной системе – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44 - ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг дл я обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Закон о концессиях – Федеральный закон от 21.07.2005 № 115 - ФЗ «О концессионных соглашениях».

Концессионные соглашения в настоящее время являются одним из приоритетных способов создания и эксплуатации объектов общественной инфраструктуры. Так, по состоянию на начало 2017 года реализуются и будут реализованы в форме концессионных соглашений 2200 инфраструктурных проектов.

По концессионному соглашению, заключаемому чаще всего на длительный срок, о дна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (объект соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта соглашения. Концедент, в свою очередь, обязуется предоставить концессионеру права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.

Концессии заключаются в отношении различных объектов – автомобильные дороги, объекты здравоохранения, образования, культуры, ЖКХ, объекты транспорта, прочие объекты.

Возможность заключения концессий нормативно урегулирована Законом о концессиях, принятым еще в 2005 году. С даты принятия закона и по настоящее время активно меняется законодательство в сфере концессий, формируется практика заключения и исполнения соглашений, а также принимаются судебные и антимонопольные акты по спорным вопросам.

2017 год стал одним из самых плодотворных годов с точки зрения формирования судебной и антимонопольной практики по концессионным соглашениям. Многие вопросы, которые нашли отражение в решениях, рассматривались и оценивались впервые.

Все опрошенные эксперты склонны верить, что именно следующий, 2018 год может стать ключевым и определит образ будущего рынка инфраструктурных проектов в нашей стране. Этому будут способствовать появление новых финансовых институтов для реализации инфраструктурных проектов и механизмов их финансирования, продолжающаяся настройка законодательства о государственно-частном партнерстве, а также открытие новых для ГЧП сегментов экономики, таких как информационные технологии и связь, сельское хозяйство, вооруженные силы и системы обеспечения безопасности и другие.

По словам Юрия Сизова, заместителя генерального директора УК «Лидер» «за период с 2009 по 2017 год в России 10 компаний-концессионеров разместили на Московской бирже 26 выпусков концессионных облигаций суммарным объемом около 90 млрд рублей. За прошедший период была внедрена модель финансирования инфраструктурных проектов с привлечением средств НПФ через инструмент концессионных облигаций. Однако, к сожалению, сегмент инвестиций в инфраструктуру с участием НПФ развивается медленно, поскольку на рынке нет достаточного количества проектов приемлемого инвестиционного качества».

Развитие рынка существенно осложнялось и сохраняющейся неблагоприятной институциональной средой, и непоследовательными действиями ФАС, громкими судебными разбирательствами («башкирское дело»).

Значительная часть рассмотренных вопросов относится к стадии подготовки и конкурсных процедур, это отражает текущее состояние рынка концессионных проектов. Активный процесс формирования судебной и антимонопольной практики будет продолжаться и дальше. Нерассмотренных вопросов осталось достаточно много – это и природа особых обстоятельств, возможность их применения в концессиях, это вопросы прямого соглашения, отдельные вопросы, касающиеся компенсаций при досрочном прекращении соглашения, и многие другие.

По мере взросления рынка и его участников уровень дискуссии должен повышаться, что безусловно изменит будущую судебную повестку.

Эксперты также подчеркивают необходимость создания единой инфраструктурной политики, которая помогала бы координировать работу различных государственных органов, задействованных в процессе реализации ГЧП-проектов.

«Мы будем единым окном, принимающим замечания и предложения рынка, а дальше будем решать вопросы с привлечением других ведомств», – говорит Екатерина Сороковая, врио директора департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Министерства экономического развития РФ.

Необходимо уделять больше внимания работе с информационно-коммуникационными рисками, особенно в свете появления прецедентов, когда недостаточная работа с населением и локальными лидерами мнений стала причиной «заморозки» социально-значимых инфраструктурных проектов, как это уже происходит в Новосибирске.


Антон Чертов
Директор департамента по работе с регуляторными рисками, анализу и обобщению судебной практики, «Росводоканал»

Конечно, государственно-частное партнерство – это оптимальный механизм не только для привлечения инвесторов в сферу ЖКХ, но и для защиты их интересов, а соответственно, и интересов граждан. Государственно-частное партнерство позволяет создавать здоровую конкуренцию на монопольном рынке. Одной из ключевых задач группы компаний «Росводоканал» в рамках проектов государственно-частного партнерства является оказание потребителям качественных услуг водоснабжения и водоотведения. При этом на реализацию проектов существенно влияют условия формирования доходной части проекта и регуляторное давление. В настоящее время проекты ГЧП в сфере водоснабжения и водоотведения реализуются в условиях жесткого государственного регулирования.

Правильнее, на мой взгляд, говорить не о проблемах, а о вопросах, которые стоят на повестке и, что самое главное, решаются. И вопросы эти касаются как непосредственно законодательства о концессионных соглашений, так и в целом регуляторной среды.

Одним из самых сложных вопросов остается стимулирование муниципальных образований к переходу на концессию. Существующая практика свидетельствует, что решение привлечь частного инвестора, как правило, обусловлено крайне негативной обстановкой с предоставлением коммунальных услуг (ненадлежащее качество, нарушение непрерывности) действующим оператором, унитарным предприятием, и невозможность последнего исполнять обязательства перед кредиторами.

Муниципальные унитарные предприятия, не являющиеся убыточными, рассматриваются как флагманы муниципальной экономики, в том числе решающие социальные задачи (например, финансирование хоккейных и футбольных команд), и передавать их инвестору никто не торопится. Следовательно, нужно повышать привлекательность концессии для муниципалитетов, например, через предоставлением им «защищенного» и легального источника дохода при реализации концессионного соглашения. Таким источником может являться концессионная плата, уплачиваемая концессионером концеденту. Для реализации указанной задачи необходимо вернуть концессионной плате значение критерия конкурса в отношении объектов ЖКХ и снять установленные в законе ограничения на ее расчет, одновременно исключив учет такой концессионной платы при установлении тарифов.

По сегодняшний день одними из наиболее острых вопросов, тормозящих реализацию проектов ГЧП в ЖКХ, являются организационные: неоформленное имущество (преимущественно сетевые объекты), несформированные земельные участки, долги ГУПов и МУПов, завышенные планы по модернизации инфраструктуры и объемы потребления товаров и услуг в схемах водоснабжения и водоотведения и схемах теплоснабжения.

Вопрос регистрации права муниципальной собственности на объекты инфраструктуры имеет долгую историю, но и по текущую дату не имеет эффективного решения. Таким решением мог бы стать подход, аналогичный примененному в отношении высвобождаемого военного имущества, передаваемого в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность: определение единого правоустанавливающего документа, который бы подтверждал возникновение и наличие права собственности (например, перечень объектов инфраструктуры, утвержденный решением представительного органа муниципального образования), и предоставление органам местного самоуправления полномочий по составлению технических планов в отношении объектов недвижимого имущества.

Необходимо также существенно упрощать существующее экологическое и тарифное регулирование. Действующее экологическое законодательство предъявляет завышенные и во многом неисполнимые требования к составу и свойствам отводимых в водные объекты сточных вод, как и предусматривает существенные штрафы и требование возмещения вреда водному объекту в результате сброса сточных вод, размер которых может превышать годовую выручку водоканала. Причем указанные требования могут не соответствовать условиям концессионного соглашения о сроках достижения параметров качества сточных вод концессионером. Также предъявляются избыточные требования к продуктам из осадка сточных вод, которые могут в том числе использоваться в качестве удобрений.

Следовательно, необходимо предусмотреть синхронизацию обязательств концессионера по концессионному соглашению и его обязанностей как лица, оказывающего негативное воздействие на окружающую природную среду, перейти на технологическое нормирование исходя из наилучших доступных технологий (планируется с 2019 года) и обеспечить широкое повторное использование осадка сточных вод.

Законодательство о государственном регулировании тарифов, к сожалению, не предусматривает четкого целеполагания в тарифной политике: государство стремится контролировать, прежде всего, и всячески снижать «тарифные сметы» регулируемых организаций, хотя приоритетом должно быть качество.

Необходимо четко расставить приоритеты в целях: государство (орган регулирования тарифов) проверяет экономическую обоснованность расходов регулируемой организации при установлении долгосрочных тарифов (рыночные цены и необходимость расходов с учетом планов развития и состояния инфраструктуры), государство контролирует качество товаров и услуг, и при этом, если регулируемая организация достигает показателей качества и надежности, государство не проверяет каждую статью расхода такой организации.

Отвечая на вопрос о том, насколько эффективны сегодня меры государственной поддержки бизнеса, работающего в сфере ЖКХ, отмечу следующее: до последнего времени поддержка государства была направлена в основном на проекты в малых и средних населенных пунктах, при этом вне зависимости от формы реализации проекта (в том числе и при реализации проекта МУПом). Вместе с тем, объем капитальных вложений в водоснабжении и водоотведении в условиях ограничений роста платы граждан требует привлечения бюджетного софинансирования и в проектах в крупных городах.

Представляется необходимым направлять бюджетную поддержку приоритетно на софинансирование создания, реконструкции (модернизации) объектов инфраструктуры по концессионным соглашениям. При этом необходимо учитывать потенциальную доходность инвестора при реализации проектов в соответствующей сфере. Например, в сфере обращения с ТКО достаточно высока доля нерегулируемого дохода, что может обеспечить реализацию проекта и без бюджетного софинансирования.

Напомню, что с 1 января 2017 вступила в силу поправка в 115-ФЗ о возможности укрупнения объектов в разных муниципальных образованиях в рамках одного проекта. Возможность проведения совместных конкурсов позволит объединять объекты инфраструктуры крупных и малых и средних поселений в один конкурсный лот и, тем самым, не только балансировать экономику проектов, но и повышать конкуренцию за счет привлечения крупных инвесторов.

В заключении хотелось бы отметить то, чего мы ждем от рынка и государственных органов в сфере исполнения концессионных схем в ЖКХ. В первую очередь, надо пересмотреть критерии выделения бюджетных средств для поддержки проектов в сфере ЖКХ: Необходимо установить приоритетность софинансирования капитальных вложений и софинансирования процентной ставки по кредитам, привлеченным для их осуществления в рамках концессионных соглашений или договоров аренды. Также надо учитывать потенциальный эффект для потребителей от реализации данного проекта.

Прошедшие темы
«Болезни роста» российских ГЧП-проектов: итоги и перспективы 25 декабря - 31 декабря, 2017
О законах, изменивших строительную отрасль в 2017 году, - слово экспертам 11 декабря - 17 декабря, 2017
Чтоб не рухнуло: о новых технологиях укрепления грунтов и основания зданий 20 ноября - 26 ноября, 2017
ФЗ-218: от «долевки» к банковскому финансированию 06 ноября - 12 ноября, 2017
Строительство в Крыму: от Керченского моста к квадратному метру в Севастополе 30 октября - 05 ноября, 2017
От 150 и выше: пожарная безопасность на высоте 23 октября - 29 октября, 2017
Дороги в России: безопасные, долговечные, качественные, твои… 16 октября - 22 октября, 2017
Своды правил на высоте: что даст толчок высотному строительству? 09 октября - 15 октября, 2017
Как не превратить типовую застройку в жилые гетто? 02 октября - 08 октября, 2017
Кто заплатит за безопасный лифт? 25 сентября - 01 октября, 2017
СРО по осени считают: что ждет отрасль после 1 октября? 18 сентября - 24 сентября, 2017
Smart house: автоматизируй это, или Новая матрица домашней реальности 11 сентября - 17 сентября, 2017
Проблемы повышения энергоэффективности котельного оборудования 04 сентября - 10 сентября, 2017
Концессионный удар: решит ли ГЧП проблему с износом ЖКХ 28 августа - 03 сентября, 2017
Ипотека-2017: ставки вниз 21 августа - 27 августа, 2017
Стройиндустрия 4.0: о перспективах нетипичных технологий 14 августа - 20 августа, 2017
Компфондом единым: о последствиях для застройщиков, банков, потребителей 07 августа - 13 августа, 2017
Силикатные изделия – материалы будущего? 31 июля - 06 августа, 2017
Финансирование строительной отрасли: источники, проблемы, перспективы 24 июля - 30 июля, 2017
Металлургия и строительство: нетрадиционные решения 17 июля - 23 июля, 2017
Stroy.Expert
63,12 73,90