Строительство в Крыму: от Керченского моста к квадратному метру в Севастополе
Тема недели
preview

Главными строительными объектами полуострова Крым вот уже несколько лет остаются четыре инфраструктурных проекта, реализуемых совместно с федеральными властями, – мост через Керченский пролив, трасса «Таврида», строительство двух теплоэлектростанций и нового терминала аэропорта «Симферополь». Между тем, именно с жилищным строительством и развитием рекреационных зон связывают будущее полуострова власти Крыма. Что мешает строителям возводить ежегодно 1-1,5 млн кв метров (сегодня в эксплуатацию вводится не более 300 тыс. кв метров), как создать необходимую инфраструктуру для увеличения туристического потока до 10 млн человек уже к 2020 году, как на полуострове обстоят дела с обеспечением ресурсами и другие проблемные вопросы редакция STROY.EXPERT обсудила с представителями строительного комплекса Республики Крым в рамках прошедшей 27-29 октября Международной строительной выставки Connect Construct Crimea.


Ключевым документом, регламентирующим возведение всех инфраструктурных объектов на полуострове, необходимых для развития экономики и жизнеобеспечения населения, выступает федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие республики Крым и Севастополя до 2020 года». В рамках этой программы строится мост через Керченский пролив и автомагистраль «Таврида», которая соединит связывающую с материком переправу с главными городами Крыма – Севастополем и Симферополем. Также в этих городах ведется строительство двух новых ТЭС (тепловых электростанций), мощность каждой - 470 МВт. Ввод запланирован на следующий год. Параллельно ведется строительство нового терминала аэропорта «Симферополь», обеспечивающего необходимое увеличение пропускной способности полуострова.

Возведение главных инфраструктурных объектов, по мнению местных властей, спровоцирует всплеск инвесторской активности и привлечение денежных средств в строительную отрасль полуострова. По данным министерства строительства РК, полуострову необходимо сегодня более 17 млн кв метров нового жилого строительства (потенциальный объем рынка - около 1 трлн рублей). Между тем в регионе возводится не более 300 тыс кв метров в год. В Республике сохраняется отложенный спрос на новые квадратные метры. Однако строить местным застройщикам, а также приходить на рынок строителям из других российских регионов, мешает наличие нескольких проблем.

Первое, что отмечают крымские застройщики, – это отсутствие кредитных ресурсов и нехватка банковского финансирования.

Второе – у властей полуострова нет четкого понимания того, по какому принципу и в соответствие с какими планами, в том числе градостроительными, должен развиваться Крым. К примеру, отсутствует актуальная кадастровая документация, нет единой информации о том, сколько зданий и сооружений, объектов социальной инфраструктуры необходимо сегодня построить с учетом комплексности развития. «В результате, кто бы из инвесторов сюда не заходил, он не может найти ответа на самый главный вопрос – то, что он сегодня хочет здесь построить – это вообще кому-то нужно или нет?» - говорит Иван Хуторной, председатель общественной организации «Ассоциация предпринимателей республики Крым и города Севастополь», генеральный директор ООО «Молодежный Жилищный Комплекс-Строй Крым».

При этом, по словам Юрия Павленкова, члена консультативного совета рабочей группы по формированию законодательных инициативы и поддержке предпринимательства при Председателе Комитета ГД РФ по энергетике, ключевой проблемой, препятствующей формированию успешного инвестиционного климата в Республике Крым, остается нерешенный вопрос учетно-регистрационной системы в силу ее реформы на федеральном уровне. С этим также связано отсутствие актуальной информация для разработки генпланов развития территорий землепользования под будущую застройку. «Чтобы понимать, что и где строить, нужно учитывать имеющие активы (земельные участки, объекты недвижимости), в каком праве они находятся. Это огромная институциональная, административно-хозяйственная работа, требующая огромного количества затраченных ресурсов, в том числе финансовых. Отсюда тянутся все проблемы (не только Крыма, но и всей страны), связанные с оценкой стоимости объектов, планирования денежных средств на снос, модернизацию, строительство новых»,- говорит Юрий Павленков.

Нехватка ресурсов для нормального развития строительства – еще один клубок нерешенных проблем в регионе. И если с тепло- и электроэнергией вопрос постепенно решается за счет возведения двух ТЭС в главных городах Крыма – Севастополе и Симферополе, то до экологических проблем попросту не доходят руки. В Крыму, к сожалению, нет нормально функционирующих очистных сооружений. В планах на следующий год стоит реконструкция ряда из них, в том числе трубопроводной системы, через которую происходит сброс в море. Также со строительством Керченского моста связаны надежды на снижение цен на строительные ресурсы, которые доставляются с материка. Впрочем, ряд застройщиков отмечает, что доля доставки в стоимости строительных материалов настолько мала, что не играет большой роли в принятии решений о строительстве объектов. При этом практически все строители региона говорят о глобальной проблеме, вызванной вступлением в силу нового 218-ФЗ.

Еще один «камень преткновения» на пути успешного развивающегося строительного комплекса Крыма – коррупция среди чиновничьего аппарата. По мнению Александр Моора, председателя Всероссийского центра национальной строительной политики, этом инструмент, которым до сих пор пользуются некоторые представители исполнительной власти на местах, не дает развиваться не только конкретному региону, но и всему стройкомплексу в масштабах страны.

«По последним данным, которые были озвучены на одном из прошедших заседаний Госдумы РФ, у российского населения на счетах в банках хранится более 20 трлн рублей – нет смысла объяснять, насколько это серьёзная сумма, которая при вливании таких средства в экономику страны, позволила бы решить многие проблемы, - говорит Александр Моор. На вопрос, почему эти деньги не направляются на развитие потенциала страны, специалисты, изучающие общественное мнение, констатируют, то что у россиян нет доверия к государству, к власти. Пока не будет доверия, не будет ничего – ни развития экономики, ни стремления вперед. Это всем нужно сегодня понять, в том числе в Крыму: бизнесу нужно больше доверять власти, а власти - не испытывать доверие бизнеса и жителей страны».


Ольга Виноградова
Заместитель председателя Комитета по экономической, бюджетно-финансовой и налоговой политике Государственного совета Республики Крым

В соответствие со статистикой по выдаче ипотечных кредитов на приобретение жилья в Крыму, на сегодняшний день процент банковских отказов по заявкам населения составляет не более 20%. То есть 80% желающих получают одобрение в банке. Это положительный момент. Рынок ипотеки в Крыму, без сомнения, будет развиваться. Нас часто сравнивают с Краснодарским краем, говоря о том, что рынок ипотеки там составляет 26 млрд рублей, а у нас – лишь 7 млрд. Но давайте не будем забывать, что крымские застройщики возвели с начала года (данные на сентябрь 2017 года) порядка 300 тыс. кв метров жилья, а в Краснодарском крае в 10 раз больше. Между тем, сегодня уже всем становится понятно, что потенциал у нашего региона есть. Более того, мы имеем дело с ситуацией значительного отложенного спроса на квартиры и апартаменты в Крыму.

На сегодняшний день в Республике на одного жителя полуострова приходится не более 19 кв. м общей площади. Это официальные цифры, которые озвучены министерством строительства РК. В то же время мы отдаем себе отчет, что в том же Краснодаре этот показатель уже превысил 25 кв метров. А значит тот самый отложенный спрос, который сложился на сегодняшний день в Республике при темпах строительства и возведения многоквартирного жилья в регионе (не менее 1 млн кв метров в год, а это троекратный рост по сравнению с сегодняшней ситуаций по вводу жилья в регионе), можно будет удовлетворить за срок не менее 15 лет. Таким образом, перед застройщиками Крыма и российских регионов предстает рынок с огромным отложенным спросом, подкрепленным общем желанием властей Крыма и Федерации способствовать дальнейшему росту жилищного строительства.

Второй момент, на сегодняшний день в Республике действует Свободная экономическая зона, которая открывает большие возможности для развития бизнеса в регионе за счет налоговых послаблений (в том числе льготами по налогу на недвижимости, отчислениям с заработной платы). Одной из востребованных потребностей частного бизнеса сегодня является безконкурсное получение земельного участка под строительство, мы сегодня эту возможность предоставляем. Также в СЭЗ работает инвестиционный порядок, в рамках которого рассматривается выделение долей без проведения конкурса (для имущественного комплекса развития транспортных участков, строительных проектов республики и сельскохозяйственного производства). В СЭЗ Республики Крым в настоящий момент зарегистрировано более 1000 участников, несколько сотен проектов подано и утверждено в рамках порядка рассмотрения инвестиционных проектов. Крым всегда рад видеть у себя девелоперский бизнес, частных инвесторов, всех тех, кто рассматривает покупку недвижимости для себя или в целях развития бизнеса.

Теперь о минусах. Да, действительно на сегодняшний момент процессы согласования разрешительной документации затягиваются. Дело в том, что еще не все необходимые для бесперебойной работы строительного комплекса кадастровые документы находятся в свободном доступе, не все процессы запараллелены. Работа по учёту всех имеющихся на территории Крыма объектов продолжается. В то же время физические лица сейчас имеют возможность не тратить дополнительные средства на недвижимую собственность. Дата введения кадастровой стоимости учета недвижимого имущества до сих пор не принята. Тем самым жители, имеющие квартиры в Крыму, получили своеобразный бонус.

Прошедшие темы
О законах, изменивших строительную отрасль в 2017 году, - слово экспертам11 декабря - 17 декабря, 2017
Чтоб не рухнуло: о новых технологиях укрепления грунтов и основания зданий20 ноября - 26 ноября, 2017
ФЗ-218: от «долевки» к банковскому финансированию06 ноября - 12 ноября, 2017
Строительство в Крыму: от Керченского моста к квадратному метру в Севастополе30 октября - 05 ноября, 2017
От 150 и выше: пожарная безопасность на высоте23 октября - 29 октября, 2017
Дороги в России: безопасные, долговечные, качественные, твои…16 октября - 22 октября, 2017
Своды правил на высоте: что даст толчок высотному строительству?09 октября - 15 октября, 2017
Как не превратить типовую застройку в жилые гетто?02 октября - 08 октября, 2017
Кто заплатит за безопасный лифт?25 сентября - 01 октября, 2017
СРО по осени считают: что ждет отрасль после 1 октября?18 сентября - 24 сентября, 2017
Smart house: автоматизируй это, или Новая матрица домашней реальности11 сентября - 17 сентября, 2017
Проблемы повышения энергоэффективности котельного оборудования04 сентября - 10 сентября, 2017
Концессионный удар: решит ли ГЧП проблему с износом ЖКХ28 августа - 03 сентября, 2017
Ипотека-2017: ставки вниз21 августа - 27 августа, 2017
Стройиндустрия 4.0: о перспективах нетипичных технологий14 августа - 20 августа, 2017
Компфондом единым: о последствиях для застройщиков, банков, потребителей07 августа - 13 августа, 2017
Силикатные изделия – материалы будущего?31 июля - 06 августа, 2017
Финансирование строительной отрасли: источники, проблемы, перспективы24 июля - 30 июля, 2017
Металлургия и строительство: нетрадиционные решения17 июля - 23 июля, 2017
Цемент в России-2017: проблемы и перспективы10 июля - 16 июля, 2017
Stroy.Expert
58,69 69,09