Алюминий в строительстве: проблемы и перспективы «крылатого металла»
Тема недели
preview

Благодаря легкости, прочности, долговечности, нетоксичности, способности принимать любые формы и эстетическому виду этот металл стал наиболее популярным и востребованным среди проектировщиков и архитекторов. Конечно же, речь об алюминии. До 25% всего производимого в мире алюминия идет на нужды строительства. В России рынок алюминия составляет порядка 1,5 млн тонн в год. Однако у игроков рынка есть все шансы довести этот показатель до 2 млн тонн уже к 2020 году. Впрочем, для этого потребуется изменить и расширить имеющуюся нормативно-техническую базу, которая не обновлялась последние 20 лет. О проблемах и перспективах применения алюминия в строительстве портал STROY.EXPERT поговорил с экспертами отрасли.

Как производят?

Прежде чем превратиться в ту или иную алюминиевую конструкцию, которая впоследствии будет использована в строительстве зданий и сооружений, алюминий отливают в виде слитков цилиндрической (или плоской) формы. Далее его снова нагревают и экструдируют, то есть «выдавливают» через специальную матрицу с отверстиями определенных размеров и сечений. В результате получаются листы, плитки, ленты и другие виды изделий, которые позволяют при строительстве объектов создавать самые причудливые архитектурные формы.

Чем хорош?

Алюминий долговечен и морозоустойчив. Производители и эксперты рынка говорят, что алюминиевые конструкции способны простоять без смены и какого-либо ремонта до 100 лет, при этом, выдерживают температурный режим от -80 °C до +300 °C, не теряя своих характеристик. Более того, при низких температурах металл становится еще более прочным.

Алюминий легок и прочен. Если сравнивать со сталью, алюминий в два раза легче (а жесткость у них примерно одинаковая), что дает дополнительное преимущество при установке алюминиевых конструкций и строительстве высотных зданий. Кроме этого, он высокоэкологичен, пластичен и эстетичен.

Так ли дорог «крылатый металл»?

Принято считать, что алюминий – металл дорогостоящий, удорожающий стоимость строительства. Однако игроки рынка утверждают обратное. Аргумент производителей простой: «обычно при сравнении начинается подмена понятий: сравнивают тонну стали и алюминия, не принимая во внимание затраты на разработку, изготовление и дальнейшую эксплуатацию».

В чем проблема применения?

Единственная проблема, которая ограничивает применения алюминия в строительстве, – отсутствие нормативно-правовой базы. Многие ГОСТЫ и СНиПы действуют уже более 20 лет. В результате ситуация такова, что строители могут применять этот металл только после разработки и утверждения специальных технических условий (СТУ) на этапе проектирования.

На сегодняшний день Алюминиевая ассоциация совместно с членами организации–производителями алюминия и алюминиевых конструкций, разрабатывают Своды правил, нормативно-правовую и техническую документацию, которая позволит применять алюминий более широко.

Где применяется?

Сегодня алюминий в основном используется в коммерческом строительстве, например, для сооружения торгово-резвлекательных центров и офисных зданий, а также в спортивном строительстве. Хорошие перспективы у металла и в плане применения в обычных жилых зданиях. Кроме этого, алюминий активно используют в качестве основного материала для машино- и автомобилестроения, в электроэнергетике, производстве потребительских товаров.

Помимо уникальных, высотных зданий, спортивных сооружений, где алюминий незаменим, развивается сегмент производства оконных и входных блоков из этого металла, постепенно тесня производителей конструкций из ПВХ, дерева и других видов изделий.

В настоящий момент идет доработка ГОСТа «Фасадные системы навесные вентилируемые. Общие технические требования к материалам подконструкций». кроме этого, Алюминиевая ассоциация и «РУСАЛ» разрабатывают Свод правил, который позволит расширить применение металла в мостостроении. Один из пилотных проектов алюминиевого мостостроения уже реализован в Нижегородской области. Есть заявки по строительству новых и реконструкции старых мостов на Дальнем Востоке. Однако в данный момент этот опыт трудно назвать массовым, так как объекты возводятся по специальным техническим условиям, а не типовым нормативам. И это несмотря на то, что в сравнении со стальными и железобетонными конструкциями, алюминиевые мосты в два раза легче, не требуют регулярных ремонтов и антикоррозийного покрытия.


Сергей Любишкин
Коммерческий директор «Реалит»

Сегодня активно продвигается тема доступного жилья. Как Ваше предприятие можете поучаствовать в этом процессе? И есть ли резервы для снижения цен на продукцию «Реалита» в промышленных масштабах?

Вопрос непростой, требует споров и обсуждений. Однозначно можно сказать одно – абсолютно дешево и одновременно качественно быть не может. Такого элементарное свойство всего нашего строительного мироздания. Также здесь нужно отметить два принципиальных момента. Во-первых, насколько эти вещи сходятся воедино - цена и уровень необходимых требований для строительства жилья. Мы понимаем, что можно закладывать двух-трех-кратный запас прочности, что и делают большинство производителей алюминиевых систем, но есть и другой вариант - обойтись тем, что реально необходимо потребителю при условии эксплуатации в каждом конкретном географическом районе. В этом случае можно где-то упростить, где-то довести до нормальных разумных требований и, при этом, сэкономить на этапе эксплуатации.

Во-вторых, вопрос наценки, которую закладывают компании, специализирующиеся на изготовлении, доставке, монтаже, последующей эксплуатации оконных конструкций. Каждый закладывает свою маржинальность. Если мы говорим о социальном жилье, о так называемых социальных окнах, то есть смысл упомянуть и о социальной ответственности. Тогда каждый собственник бизнеса, который выступает посредником между заводом-производителей алюминиевой конструкции и потребителем, должен приоткрыть свои карты, сказать, сколько он хочет заработать на каждом из этапов. Это возможно сделать только в условиях жесткой и прозрачной конкуренции.

Что же мы видим сейчас? Пока у нас сохраняется масса возможностей – не раскрыть, не показать или, наоборот, сделать видимость, что ты участвуешь в тендере – это касается даже самых крупных конкурсных площадок. Пока все так, надеется на честную коммерческую конкуренцию и снижение цен нельзя. Кроме этого, немаловажен и контроль со стороны необходимых госорганов, которые бы в свою очередь сказали: хочешь быть допущенным к работе по знаковому объекту, пожалуйста, приходи, мы обеспечим тебя работой, загрузкой, дадим тебе четкие цифры, по которым ты можешь планировать свою хозяйственную деятельность, но при одном условии - твоя маржа должна быть не выше 15%. А дальше – необходимо контролировать выполнение всех этих условий.

Какой вариант выберут наши законодательные органы в строительстве – мне не известно. Но очевидных пути только два: либо честная прозрачная конкуренция, либо контроль тех, кто допущен.

По поводу резервов для снижения цены конечной продукции скажу так: как бы ни была снижена цена, потребитель всегда будет стремиться купить еще дешевле. Здесь есть определенные разумные границы, которые в принципе тоже измеримы и опять-таки упираются в маржинальность и прибыльность на всех этапах производства и эксплуатации. Если кто-то из производителей нашел возможность снизить цену (применил некое ноу-хау), то через какое-то время найдется другой, третий, четвертый, который сделает это не хуже. Мы приходим к тому, что при наличии честной конкуренции, если у одного производителя падает цена, другой вынужден будет искать выход и снизить ее еще больше.

И тут снова возвращаемся к двум столпам, о которых я говорил ранее: либо снижение цены на фоне честной конкуренции, либо контроль со стороны органов.

Наше предприятие участвует в программе «Народное окно» (окно, изготовленное с применением алюминиевого профиля, можно приобрести в районе 15 тыс рублей, что вполне сопоставимо с стоимостью пластиковой конструкции). На самом деле «Народное окно» – это подбор оптимальных соотношений весовых характеристик профилей из алюминия, который подчас используется излишне. Например, некоторым конструкциям не нужны стенки, рамки и створки толщиной 23 мм, при этом, они выглядят очень надежно и прочно. Мы нашли те границы, которые позволяют включать в скелет конструкции стекло, фурнитуру, при этом эти параметры отвечают всем требованиям СНИПа и ГОСТов. Кроме этого, нашли возможным применять фурнитуру, которая используется разработчиком в недорогих ПВХ-системах. Кстати, мы это сделали одни из первых, а может быть даже первые.

Принимая решение об участии в этом проекте совместно с Алюминиевой ассоциацией, мы отдавали себе отчет в том, что выход на тендеры с этим окном будет сопряжен с вопросами ценообразования, поэтому проставили задачу не гнаться за сверхприбылью или высокой доходностью. Мы просто заложили ту минимальную планку, которая позволила нам, во-первых, производить это изделие и, во-вторых, окупить труд персонала. Так что, это скорее социально-имиджевая вещь.

Если говорить про применение алюминиевых конструкций в различных регионах, отличающихся климатическими условиями, цена будет везде дифференцированная. Однако давайте не будем забывать, что эксплуатация алюминиевого окна в пересчете на 5 и более лет приводит к значительной экономии. Здесь нет проблем, связанных с потерей геометрии, товарного вида, с требованиями пожарной безопасности. Если для ПВХ-окна срок эксплуатации - 40 – 50 лет, то для алюминиевого - уже 80 – 100 лет. Лимитировано только полимерно-порошковое покрытие, резиновый уплотнитель, который нужно менять. Сам каркас не подлежит ни температурным изменениям, ни геометрическим. Кроме этого, стандартный набор штапиков есть в наличии практически у всех производителей таких окон, тем самым поменять толщину заполнения легко даже самому, что в случае с ПВХ довольно проблематично.

По программе «Народное окно» наша компания уже успела поучаствовать в нескольких тендерах. Окна из наших алюминиевых конструкций поставлялись на два объекта в Санкт-Петербурге, а также в Москве и Московской области – еще на три. Два объекта были связаны с Минобороны РФ, остальные имели социальную направленность, финансировались администрациями городов. Речь, при этом, идет только о жилых комплексах.

Прошедшие темы
Своды правил на высоте: что даст толчок высотному строительству?10 октября - 16 октября, 2017
Как не превратить типовую застройку в жилые гетто?03 октября - 09 октября, 2017
Кто заплатит за безопасный лифт?26 сентября - 02 октября, 2017
СРО по осени считают: что ждет отрасль после 1 октября?19 сентября - 25 сентября, 2017
Smart house: автоматизируй это, или Новая матрица домашней реальности12 сентября - 18 сентября, 2017
Проблемы повышения энергоэффективности котельного оборудования05 сентября - 11 сентября, 2017
Концессионный удар: решит ли ГЧП проблему с износом ЖКХ29 августа - 04 сентября, 2017
Ипотека-2017: ставки вниз22 августа - 28 августа, 2017
Стройиндустрия 4.0: о перспективах нетипичных технологий15 августа - 21 августа, 2017
Компфондом единым: о последствиях для застройщиков, банков, потребителей08 августа - 14 августа, 2017
Силикатные изделия – материалы будущего?01 августа - 07 августа, 2017
Финансирование строительной отрасли: источники, проблемы, перспективы25 июля - 31 июля, 2017
Металлургия и строительство: нетрадиционные решения18 июля - 24 июля, 2017
Цемент в России-2017: проблемы и перспективы11 июля - 17 июля, 2017
Реформа ценообразования в строительстве: эксперты о запуске ФГИС04 июля - 10 июля, 2017
Керамические материалы в строительстве: проблематика и перспективы27 июня - 03 июля, 2017
Жизненный цикл зданий: изменение нормативов в строительстве20 июня - 26 июня, 2017
Алюминий в строительстве: проблемы и перспективы «крылатого металла»13 июня - 19 июня, 2017
Кто финансирует дорожное строительство в России?06 июня - 12 июня, 2017
Какие препятствия встали на пути у российских высоток?30 мая - 05 июня, 2017
Stroy.Expert
57,34 67,46