Кто заплатит за безопасный лифт?
Тема недели
preview

На сегодняшний день подавляющее большинство лифтов, установленных в жилых домах, давно выработало свой срок службы. Средний срок эксплуатации – 25 лет. Однако большое количество оборудования, из того, что не достигло этого срока, также не пригодно для дальнейшего использования, поскольку в свое время неправильно эксплуатировалось и сегодня попадает в категорию небезопасного. Оптимистичный план на 2017 год – заменить около 18 тыс. лифтов по всей стране. Ключевая проблема при замене лифтов в стране, конечно же, финансовая.

До 2020 года необходимо заменить более 80 тыс. лифтов в жилых домах, - рапортовали в Комиссии по лифтовому хозяйству Общественного совета при Минстрое РФ еще в апреле 2017 года. Для решения этой задачи, связанной с обеспечением безопасности и жизнедеятельности большей части городского населения, запланировали сформировать рынок привлечения инвестиционного капитала в региональные программы капитального ремонта.

В Свердловской области в 2016 году, к примеру, был запущен пилотный проект кредитования ускоренной замены лифтов (совместно с государственным АКБ «Российский Капитал»). Была проведена работа во многих субъектах РФ по актуализации соответствующих программ с увеличением доли финансирования и объемов замены лифтов. В результате в 2016 году удалось достичь положительной динамики в снижении износа лифтов в жилищном фонде РФ: замена лифтов выросла c 9 500 лифтов в 2015 году до 12 500 лифтов в 2016 году (+28,9%).

Напомним, капитальный ремонт лифтового оборудования включает в себя полную замену силового оборудования, системы управления и безопасности, кабины лифта, оборудования в лифтовой шахте, дверей на этажах.

Новое оборудование, которое в большинстве случаев, поставляется отечественными производителями техники, значительно превосходит старое. Так, устанавливаются лебедки с частотно-регулируемым приводом, который обеспечивает комфорт, плавность движения, точность остановки и экономию электроэнергии до 40% по сравнению с нерегулируемым главным приводом лифта. Новые лифты, устанавливаемые в рамках региональной программы капитального ремонта, поставляются крупнейшими отечественными производителями или мировыми брендами, имеющими свои представительства на территории России, имеют обязательные сертификаты соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов».

Еще одна проблема – кто должен отвечать за выход лифтового оборудования из строя. Конечно, любое техническое оборудование требует эксплуатационных издержек. И сегодня траты по ремонту лифтов ложатся на плечи управляющих компаний, которые в основном заключают договор о ремонте с различными частными организациями. В случае аварии лифта, даже если обошлось без жертв, собственники дома имеют право подать в суд на управляющую компанию и на организацию, которая обслуживает лифтовое хозяйство и потребовать финансовую компенсацию. По словам Елены Николаевой, первого заместителя председателя Комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы РФ, президента Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС), «когда действия (или бездействие) управляющей компании приводят к неисправностям и трагическим авариям, принципиально важно лишать данные организации лицензии, причем одномоментно по всем домам, и в целом усиливать наказание для проштрафившихся компаний. Другими словами, если управляющая компания допустила падение лифта, она должна уйти с рынка, не ожидая, что ей дадут шанс на реабилитацию. Ведь речь идет о человеческих жизнях».

Напомним, 1 августа 2017 года в России вступили в силу новые правила использования и содержания лифтов, которые теперь определяют круг лиц, ответственных за состояние пассажирских подъемников. Требования предусматривают наделение владельцев зданий и управляющих компаний объектов большей ответственностью за содержание лифтов и эскалаторов, а также создание реестра лифтового хозяйства. Ремонт неработающих лифтов в многоквартирных домах не должен превышать 24 часов, а эвакуацию людей из застрявших подъемников необходимо производить в течение 30 минут, сказано в новых правилах. Контроль за работой лифтов должен осуществляться в соответствии с сопроводительной документацией объекта и инструкцией по эксплуатации систем диспетчерского контроля по выбору владельца лифта посредством: а) диспетчерского контроля; б) постоянного контроля за работой лифта квалифицированным персоналом», — сказано в правилах. Учет введенных в эксплуатацию объектов осуществляется уполномоченным органом в реестре объектов. Реестр составляет Ростехнадзор.

Таким образом, за безопасность лифта отвечает управляющая компания. В штате УК, которая занимается обслуживанием лифтов, подъемников, траволаторов и эскалаторов, должен быть квалифицированный персонал, сказано в правилах. Уровень квалификации такого персонала, выполняющего работы по монтажу (демонтажу), обслуживанию и ремонту объектов, должен соответствовать требованиям профессиональных стандартов.

По информации Минстроя России, на сегодняшний день в многоквартирных домах по всей стране установлено более 400 тыс. лифтов, из которых больше 27 тыс. требуют замены. По словам главы Минстроя РФ Михаила Меня, за 3-5 лет планируется замена чуть более 27 тыс. единиц техники.


Андрей Быков
Генеральный директор Schindler в России

Нынешний кризис, в первую очередь, коснулся рынка недвижимости, что по понятным причинам напрямую повлияло на спрос лифтового оборудования. В лифтовой отрасли, как правило, каждый производитель занимает определенную нишу. Так, импортное оборудование, в основном, представлено в премиум сегменте жилой и коммерческой недвижимости и, несмотря на кризис, застройщики таких объектов все равно выбирают качество, дизайн и технологичность, которыми по традиции отвечают именно иностранные производители.

Одним из перспективных направлений для развития бизнеса является обеспечение поставок лифтов для новостроек комфорт и премиум класса. Так, по данным «ИРН-Консалтинг», в августе 2017 года выросла суммарная доля комфорт- и бизнес-класса в Москве от ТТК до МКАД и составила 69,5% в общем объеме предложения первичного жилья.

Безусловно, чтобы диверсифицировать свои позиции на рынке зарубежные компании, учитывая рыночную конъюнктуру, стараются предлагать более востребованный продукт и конкурировать с отечественными производителями лифтового оборудования в более низком ценовом сегменте. Как правило, выход в данный сегмент иностранных производителей обусловлен наличием локализованного производства.

Подстраиваясь под текущие реалии, со своей стороны мы также готовы предложить адаптированный для российского рынка продукт эконом-класса по конкурентоспособной цене, при этом сохранивший высокие стандарты европейского качества и безопасности.

Если рассматривать концепцию «вертикального строительства» - многоэтажные дома эконом класса, то здесь победителем будет тот, кто сможет предложить соответствующий продукт. Российские производители в большинстве случаях ограничены в своих возможностях, т.к. их лифтовое оборудование рассчитано на подъем не выше 25 этажа.

По поводу программы капремонта, опять же, это отразилось на российских производителях и иностранных с локализованным производством, которые предлагают продукцию в эконом-сегменте по низкой стоимости.

Что касается процесса сертификации современных пассажирских лифтов для установки в новостройках при сдаче домов (особенно в эконом-сегменте), все монтажные работы ведутся в соответствии с законом РФ и внутренними стандартами компаний-производителей. При этом, мы, как производители оборудования, не разделяем эконом, комфорт или премиум сегменты. К качеству и безопасности оборудования требования единые. В Schindler все лифты проходят промежуточные проверки и перед сдачей объекта мы проводим финальную инспекцию SAIS , по итогам которой все недочеты оперативно исправляются и лифты сдаются без замечаний. Добросовестность и ответственность других компаний я оставлю без комментариев.

Относительно аварий и неисправностей лифтов – это, в первую очередь, зависит от эксплуатации и регулярности сервисных работ. Обслуживание лифтов в нашей стране на низком уровне, ему не уделяется должного внимания. А ведь именно от качества и периодичности сервиса зависит срок службы лифтового оборудования. Многие управляющие компании просто экономят на этом.

Согласно международным стандартам Schindler, ежемесячно мы проводим профилактические работы и ежегодно более тщательный осмотр лифтов. Такой подход позволяет продлевать срок службы лифтов, которые по регламенту могут служить до 25 лет без серьезных поломок. Конечно, лифт - это сложный механизм, который требует постоянного контроля, без которого последствия могут быть опасны для жизни его пользователей.

Что касается современных требования к безопасности лифтового оборудования, и в России, и за рубежом они находятся практически на одном, достаточно высоком уровне. Здесь вопрос не в документах, а в соответствии им. Поэтому совершенствования, в первую очередь, требует отношение ответственных лиц (управляющих организаций, обслуживающих компаний) к безопасности и собственным действиям.

Прошедшие темы
Своды правил на высоте: что даст толчок высотному строительству?09 октября - 15 октября, 2017
Как не превратить типовую застройку в жилые гетто?02 октября - 08 октября, 2017
Кто заплатит за безопасный лифт?25 сентября - 01 октября, 2017
СРО по осени считают: что ждет отрасль после 1 октября?18 сентября - 24 сентября, 2017
Smart house: автоматизируй это, или Новая матрица домашней реальности11 сентября - 17 сентября, 2017
Проблемы повышения энергоэффективности котельного оборудования04 сентября - 10 сентября, 2017
Концессионный удар: решит ли ГЧП проблему с износом ЖКХ28 августа - 03 сентября, 2017
Ипотека-2017: ставки вниз21 августа - 27 августа, 2017
Стройиндустрия 4.0: о перспективах нетипичных технологий14 августа - 20 августа, 2017
Компфондом единым: о последствиях для застройщиков, банков, потребителей07 августа - 13 августа, 2017
Силикатные изделия – материалы будущего?31 июля - 06 августа, 2017
Финансирование строительной отрасли: источники, проблемы, перспективы24 июля - 30 июля, 2017
Металлургия и строительство: нетрадиционные решения17 июля - 23 июля, 2017
Цемент в России-2017: проблемы и перспективы10 июля - 16 июля, 2017
Реформа ценообразования в строительстве: эксперты о запуске ФГИС03 июля - 09 июля, 2017
Керамические материалы в строительстве: проблематика и перспективы26 июня - 02 июля, 2017
Жизненный цикл зданий: изменение нормативов в строительстве19 июня - 25 июня, 2017
Алюминий в строительстве: проблемы и перспективы «крылатого металла»12 июня - 18 июня, 2017
Кто финансирует дорожное строительство в России?05 июня - 11 июня, 2017
Какие препятствия встали на пути у российских высоток?29 мая - 04 июня, 2017
Stroy.Expert
57,34 67,46