Концессионный удар: решит ли ГЧП проблему с износом ЖКХ
Тема недели
preview

Для превращения убыточных предприятий ЖКХ в прибыльные сегодня крайне необходимы частные инвестиции. А главная задача государства должна заключаться в предоставлении качественных услуг потребителям по доступным ценам. В этом смысл государственно-частного партнерства. Какие на сегодняшний день существуют проблемы в рамках организации ГЧП-проектов в ЖКХ? Какие требуются доработки в законодательстве, регулирующем государственно-частное партнерство в коммунальной сфере? Об этом портал STROY.EXPERT поговорил с экспертами отрасли.


Запуск концессионного пути решения проблемных направлений в отрасли пока находится в зачаточном состоянии и не дает ощутимых результатов. Непрозрачность и нестабильность в жилищно-коммунальной сфере отпугивает серьезные структуры. Кроме этого запуск в работу системы государственно-частного партнерства к настоящему моменту осуществлялось без должной законодательной и юридической проработки, - полагает Александр Тетлянов, арбитр Первого Арбитражного Учреждения, эксперт в ЖКХ. Это привело к значительным трудностям на местах и низкой стартовой возможностью в субъектах страны.

На модернизацию и продолжения реформирования ЖКХ требуется до 10–13 трлн рублей, - оценивает эксперт. В настоящее время у государственных структур таких финансовых средств для реформирования сферы ЖКХ нет. Поэтому привлечение бизнеса в ЖКХ в форме концессионных соглашений рассматривается федеральной властью как один из способов придать устойчивость данной сфере.

Впрочем, пока результаты неутешительные. Бизнес, как, впрочем, и сама власть, еще не до конца понимает механизм функционирования этой системы и правила игры. Так, если концессионер вложил деньги в реконструкцию и через тарифы не вернул их, то прежде чем с ним разрывать договор по тем ли иным причинам (которые, кстати, тоже надо будет обосновать) бюджет должен будет компенсировать его затраты.

За счет чего, и как не попасть в такую ситуацию? Пока не ясно. Просто взять и разорвать договор с инвестором у местных властей возможности нет. Федеральный закон в таких случаях гарантирует возврат вложенных средств. А если инвестор не справится с проектом или окажется недобросовестным? Если захочет уйти с рынка? Есть и те, которые внесут 10 млн. рублей, а в затратах покажут 100, и через год продемонстрируют такие расходы, которые ни один местный бюджет не перекроет. Как в таком случае действовать местной власти, как повлиять на нерадивого концессионера?

Ответы на эти вопросы очень важны, но пока они не найдены, в том числе и в правом поле.


Максим Ткаченко
Исполнительный директор Национального Центра ГЧП

О проблемах организации ГЧП в ЖКХ

  1. Недостаточное распространение концессионной практики.

На сегодняшний день не более 6% муниципальных образований участвуют в концессионных соглашениях в сфере ЖКХ. При этом капиталоемкость примерно половины всех проектов не превышает 1 млн рублей. Очевидно, что необходимо расширять практику применения концессий. Распространение концессионной практики затрудняется, в первую очередь, из-за изначальной плановой убыточности ЖКХ-инфраструктуры и низкого уровня компетенций местных властей. Представляется, что основным драйвером решения данной проблемы могли бы стать региональные органы власти. Хотя в этом направление уже был сделан первый шаг — регион стал полноправной стороной концессионных соглашений в теплоснабжении и водоснабжении, — необходимы дополнительные меры.

Некоторые из возможных мер:

a. дать возможность субъектам финансово участвовать в концессиях (например, через софинансирование капитального строительства или субсидирование конечных потребителей);

b. сделать обязательной практику создания региональных «проектных офисов», позволивших бы частично решить проблему компетенций и оптимизировать процесс запуска проектов;

c. разработать методические рекомендации для органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органов власти по оценке целесообразности и возможным подходам к укрупнению объектов в сфере теплоснабжения и водоснабжения.

  1. Проблематика включения региона в качестве стороны соглашения.

Представляется, что добавление субъекта РФ в качестве стороны концессионных соглашений в сфере теплоснабжения и водоснабжения было правильным и оправданным шагом, однако такое изменение на деле привело снижение концессионной активности (например, за январь-июнь 2016 года было заключено 241 соглашения с объемом инвестиций в 6,6 млрд рублей, за январь-июнь 2017 года было заключено только 29 соглашений на 219 млн рублей). Мы этой связываем, в первую очередь, с тем, что такая конструкция значительно усложнила процедуру запуска концессионных проектов, и органы власти до сих пор не разобрались с порядком согласования условий концессионных соглашений и последующим подписанием таких соглашений со стороны уполномоченных органов (лиц) субъектов Российской Федерации.

На наш взгляд, для разъяснения процедур необходимо разработать и утвердить соответствующие рекомендации.

  1. Невозможность установления квалификационных требований к участникам концессионных конкурсов в сфере теплоснабжения и водоснабжения.

В настоящее время для концессионных конкурсов в отношении объектов водоснабжения и теплоснабжения существуют ограничения по установлению квалификационных требований к участникам конкурса, однако уже сформировавшаяся позиция рынка рассматривает данное ограничение нецелесообразным. Такую позицию подкрепляют выводы из международного опыта концессий в ЖКХ и российского опыта — в иных сферах.

Для компромиссного решения возможно установление закрытого перечня таких требований, согласованного с ФАС.

  1. Высокая стоимость подготовительных работ для запуска концессионного проекта.

Расходы концедента на подготовку отчета о техническом обследовании передаваемого концедентом имущества, затраты на надлежащее оформления прав собственности и регистрацию необходимого имущества, а также иные расходы, которые несет концедент при подготовке концессионного проекта, зачастую являются очень существенными для муниципалитетов. Однако именно такие предпроектные расходы по существующему законодательству за счет победителя конкурса компенсировать нельзя. Представляется, что в ряде случаев это является существенным сдерживающим фактором.

По нашему мнению, перечень затрат концедента необходимо расширить. Более того, необходимо предусмотреть возможность включения в тариф концессионной платы, компенсирующей затраты концедента на подготовку и запуск концессионного проекта.

Об эффективности мер государственной поддержки бизнеса в сфере ЖКХ

На сегодняшний день в России на федеральном уровне уже сформированы базовые элементы государственной поддержки инвестиций в ЖКХ. Во-первых, существует федеральный документ целеполагания — «Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации до 2020 года». Такого рода документ является одним из фундаментальных факторов инвестиционного стимулирования, поскольку он позволяет рынку и, в частности, потенциальным инвесторам получить общее представление о контурах будущего развития сферы ЖКХ.

Во-вторых, были внедрены специализированные финансовые меры поддержки. Среди них основное — это создание Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. За счет него осуществляется финансовая поддержка модернизации систем коммунальной инфраструктуры бюджетам субъектов Российской Федерации и (или) местным бюджетам на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, расположенных на территории населенных пунктов, численность населения в каждом из которых не превышает 250 тыс. человек.

Налажена и информационная поддержка инвесторов. На сайте Минстроя в 2016 году был запущен специализированный раздел, посвященный инвестициям в ЖКХ. Фактически раздел является сжатым практическом руководство для инвесторов и муниципалитетов, желающих вложить/привлечь капитал в проекты ЖКХ. Ряд полезных ресурсов есть у Фонда ЖКХ.

Множество дополнительных мер применяются на региональном и муниципальном уровнях.

В части повышения эффективности содержания концессионерами объектов ЖКХ, вероятно, стоит внедрить инструмент финансовой поддержки в рамках межтарифной разницы с целью увеличения возвратности по капиталовложения в проектах коммунальной инфраструктуры (особенно актуально для малых городов).

О ГЧП-проектах в ЖКХ в малых населенных пунктах

На сегодняшний день среди 2073 проектов ЖКХ почти 75% проектов — муниципального уровня с объемом инвестиций менее 10 млн рублей. Их относительное количество держится примерно на том же уровне. При этом, конечно, бурное развитие рынок получил только за последние пару лет, и, учитывая долгосрочный характер ГЧП, говорить об устойчивых тенденциях пока рано.

Внедрение возможности укрупнения представляется весьма целесообразным и полезным. На последней Российской неделе ГЧП не раз высказывалось мнение, что необходимо поддержать практику проведения совместных конкурсов с целью привлечения более крупных инвесторов в малые концессии за счет укрупнения.

При это пока мы видим, что зачастую, даже если изначально проекты собираются укрупнять, по итогам на конкурс они выходят по отдельности.

Для продвижения механизма укрупнения стоит присмотреться к практике по перераспределению полномочий в пользу субъектов/муниципалитетов на базе закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации».

Прошедшие темы
Smart house: автоматизируй это, или Новая матрица домашней реальности11 сентября - 17 сентября, 2017
Проблемы повышения энергоэффективности котельного оборудования04 сентября - 10 сентября, 2017
Концессионный удар: решит ли ГЧП проблему с износом ЖКХ28 августа - 03 сентября, 2017
Ипотека-2017: ставки вниз21 августа - 27 августа, 2017
Стройиндустрия 4.0: о перспективах нетипичных технологий14 августа - 20 августа, 2017
Компфондом единым: о последствиях для застройщиков, банков, потребителей07 августа - 13 августа, 2017
Силикатные изделия – материалы будущего?31 июля - 06 августа, 2017
Финансирование строительной отрасли: источники, проблемы, перспективы24 июля - 30 июля, 2017
Металлургия и строительство: нетрадиционные решения17 июля - 23 июля, 2017
Цемент в России-2017: проблемы и перспективы10 июля - 16 июля, 2017
Реформа ценообразования в строительстве: эксперты о запуске ФГИС03 июля - 09 июля, 2017
Керамические материалы в строительстве: проблематика и перспективы26 июня - 02 июля, 2017
Жизненный цикл зданий: изменение нормативов в строительстве19 июня - 25 июня, 2017
Алюминий в строительстве: проблемы и перспективы «крылатого металла»12 июня - 18 июня, 2017
Кто финансирует дорожное строительство в России?05 июня - 11 июня, 2017
Какие препятствия встали на пути у российских высоток?29 мая - 04 июня, 2017
Новые технологии малоэтажного строительства22 мая - 28 мая, 2017
ГЧП в комплексном освоении территорий15 мая - 21 мая, 2017
Коммерческое арендное жилье: как заработать бизнесу08 мая - 14 мая, 2017
Новые правила типовой застройки01 мая - 07 мая, 2017
Stroy.Expert
58,10 69,68