Концессионный удар: решит ли ГЧП проблему с износом ЖКХ
Тема недели
preview

Для превращения убыточных предприятий ЖКХ в прибыльные сегодня крайне необходимы частные инвестиции. А главная задача государства должна заключаться в предоставлении качественных услуг потребителям по доступным ценам. В этом смысл государственно-частного партнерства. Какие на сегодняшний день существуют проблемы в рамках организации ГЧП-проектов в ЖКХ? Какие требуются доработки в законодательстве, регулирующем государственно-частное партнерство в коммунальной сфере? Об этом портал STROY.EXPERT поговорил с экспертами отрасли.


Запуск концессионного пути решения проблемных направлений в отрасли пока находится в зачаточном состоянии и не дает ощутимых результатов. Непрозрачность и нестабильность в жилищно-коммунальной сфере отпугивает серьезные структуры. Кроме этого запуск в работу системы государственно-частного партнерства к настоящему моменту осуществлялось без должной законодательной и юридической проработки, - полагает Александр Тетлянов, арбитр Первого Арбитражного Учреждения, эксперт в ЖКХ. Это привело к значительным трудностям на местах и низкой стартовой возможностью в субъектах страны.

На модернизацию и продолжения реформирования ЖКХ требуется до 10–13 трлн рублей, - оценивает эксперт. В настоящее время у государственных структур таких финансовых средств для реформирования сферы ЖКХ нет. Поэтому привлечение бизнеса в ЖКХ в форме концессионных соглашений рассматривается федеральной властью как один из способов придать устойчивость данной сфере.

Впрочем, пока результаты неутешительные. Бизнес, как, впрочем, и сама власть, еще не до конца понимает механизм функционирования этой системы и правила игры. Так, если концессионер вложил деньги в реконструкцию и через тарифы не вернул их, то прежде чем с ним разрывать договор по тем ли иным причинам (которые, кстати, тоже надо будет обосновать) бюджет должен будет компенсировать его затраты.

За счет чего, и как не попасть в такую ситуацию? Пока не ясно. Просто взять и разорвать договор с инвестором у местных властей возможности нет. Федеральный закон в таких случаях гарантирует возврат вложенных средств. А если инвестор не справится с проектом или окажется недобросовестным? Если захочет уйти с рынка? Есть и те, которые внесут 10 млн. рублей, а в затратах покажут 100, и через год продемонстрируют такие расходы, которые ни один местный бюджет не перекроет. Как в таком случае действовать местной власти, как повлиять на нерадивого концессионера?

Ответы на эти вопросы очень важны, но пока они не найдены, в том числе и в правом поле.


Григорий Терян
Председатель совета директоров ГК «Российские коммунальные системы», Директор по правовым и корпоративным вопросам

Одно из ключевых несовершенств законодательной нормы заключается в том, что ответственность концессионера за нарушения требований по качеству воды, сточных вод, бесперебойности и надежности водоснабжения и водоотведения наступает с момента передачи ему объектов водоснабжения и водоотведения, независимо от состояния переданного имущества, и несмотря на то, что предусмотренный концессионным соглашением срок достижения плановых показателей надежности и качества еще не наступил.

Предложение РКС заключается в том, чтобы синхронизировать сроки наступления ответственности концессионера за качество воды и сточных вод, надежность и бесперебойность водоснабжения и водоотведения, со сроками достижения плановых показателей концессионного соглашения.

Затрудняют работу и неэффективные, избыточные и, чаще всего, не нужные потребителям мероприятия, на которые инвестор, под угрозой наказания, вынужден тратить огромные средства. Так, в результате внесения изменений в СанПиН «Профилактика паразитарных болезней на территории РФ» был исключен метод обеззараживания осадка сточных вод, используемый большинством водоканалов страны - выдержка на иловых площадках. Водоканалы вынуждены переходить на применение значительно более дорогих, более энергозатратных, и, зачастую, неэффективных методов дезинвазии.

В качестве решения можно рассмотреть изменения в СанПиН по паразитологии в 2017 году. Минстроем РФ подготовлены и согласованы с Минприроды РФ изменения в СанПиН по паразитологии, однако Роспотребнадзор отказывает в их согласовании.

Еще одной проблемой, с которой сталкивается концессионер - неэффективность инвестиций в модернизацию очистных сооружений. Срок окупаемости инвестиционных проектов по очистке сточных вод более 10 лет. У инвестора нет гарантий возврата вложенных инвестиций: тариф с 2014 года ограничен предельным индексом роста тарифов и совокупного платежа граждан за коммунальные услуги. Так как рынок кредитования под залог прав концессионера только начинает развиваться, привлечь заемные и кредитные средства практически невозможно. При этом, регуляторы отказалось от программ прямого софинансирования инвестпроектов в пользу программ по субсидированию процентных ставок по целевым кредитам, механизм которых непривлекателен для инвесторов из-за малых объемов бюджетного финансирования при большом количестве бюрократических процедур.

Решением этого вопроса может стать возвращение к прямому софинансированию государством проектов по модернизации и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения. Возможно, это будет сделано за счет возрождения экологических фондов (соответствующее поручение уже дано Президентом РФ).

Как показывает опыт РКС, масштабные инвестиционные проекты, напрямую связанные с повышением экологического уровня в регионе, могут быть реализованы только на условиях государственно-частного партнерства. Экономически эффективны они при соотношении софинансирования 1 рубль средств частного оператора на 1 рубль господдержки, то есть 50/50. При этом, в реализации инвестиционных проектов в рамках концессионных соглашений должны активнее участвовать и муниципалитеты. Проекты могут финансироваться за счет платы концедента, либо принятия концедентом на себя обязательства по финансированию расходов на создание и реконструкцию объекта концессии.

Также одна из важных недоработок, с которой сталкивается концессионер - учет всего объема сточных вод как сверхнормативных до утверждения нормативов допустимых сбросов и получения разрешения на сброс сточных вод в водный объект. Процедура согласования нормативов допустимых сбросов в Росводресурсах, Роспотребнадзоре, Росрыболовстве и Росгидромете занимает не менее 1 года. Все это время 100% сточных вод рассматриваются как сверхнормативные, и плата за негативное воздействие на окружающую среду (плата за НВОС) рассчитывается с 25-кратным повышающим коэффициентом. Одновременно концессионер несет риски привлечения к ответственности за вред водному объекту.

РКС считает целесообразным предусмотреть реальный срок для получения концессионером разрешительной документации на сбросы сточных вод – не менее 1 года с момента передачи объектов концессионеру. До истечения этого срока необходимо рассчитывать плату за НВОС на основании документации, утвержденной для организации, эксплуатировавшей очистные сооружения до подписания концессионного соглашения.

Прошедшие темы
«Болезни роста» российских ГЧП-проектов: итоги и перспективы25 декабря - 31 декабря, 2017
О законах, изменивших строительную отрасль в 2017 году, - слово экспертам11 декабря - 17 декабря, 2017
Чтоб не рухнуло: о новых технологиях укрепления грунтов и основания зданий20 ноября - 26 ноября, 2017
ФЗ-218: от «долевки» к банковскому финансированию06 ноября - 12 ноября, 2017
Строительство в Крыму: от Керченского моста к квадратному метру в Севастополе30 октября - 05 ноября, 2017
От 150 и выше: пожарная безопасность на высоте23 октября - 29 октября, 2017
Дороги в России: безопасные, долговечные, качественные, твои…16 октября - 22 октября, 2017
Своды правил на высоте: что даст толчок высотному строительству?09 октября - 15 октября, 2017
Как не превратить типовую застройку в жилые гетто?02 октября - 08 октября, 2017
Кто заплатит за безопасный лифт?25 сентября - 01 октября, 2017
СРО по осени считают: что ждет отрасль после 1 октября?18 сентября - 24 сентября, 2017
Smart house: автоматизируй это, или Новая матрица домашней реальности11 сентября - 17 сентября, 2017
Проблемы повышения энергоэффективности котельного оборудования04 сентября - 10 сентября, 2017
Концессионный удар: решит ли ГЧП проблему с износом ЖКХ28 августа - 03 сентября, 2017
Ипотека-2017: ставки вниз21 августа - 27 августа, 2017
Стройиндустрия 4.0: о перспективах нетипичных технологий14 августа - 20 августа, 2017
Компфондом единым: о последствиях для застройщиков, банков, потребителей07 августа - 13 августа, 2017
Силикатные изделия – материалы будущего?31 июля - 06 августа, 2017
Финансирование строительной отрасли: источники, проблемы, перспективы24 июля - 30 июля, 2017
Металлургия и строительство: нетрадиционные решения17 июля - 23 июля, 2017
Stroy.Expert
56,76 69,63