Концессионный удар: решит ли ГЧП проблему с износом ЖКХ
Тема недели
preview

Для превращения убыточных предприятий ЖКХ в прибыльные сегодня крайне необходимы частные инвестиции. А главная задача государства должна заключаться в предоставлении качественных услуг потребителям по доступным ценам. В этом смысл государственно-частного партнерства. Какие на сегодняшний день существуют проблемы в рамках организации ГЧП-проектов в ЖКХ? Какие требуются доработки в законодательстве, регулирующем государственно-частное партнерство в коммунальной сфере? Об этом портал STROY.EXPERT поговорил с экспертами отрасли.


Запуск концессионного пути решения проблемных направлений в отрасли пока находится в зачаточном состоянии и не дает ощутимых результатов. Непрозрачность и нестабильность в жилищно-коммунальной сфере отпугивает серьезные структуры. Кроме этого запуск в работу системы государственно-частного партнерства к настоящему моменту осуществлялось без должной законодательной и юридической проработки, - полагает Александр Тетлянов, арбитр Первого Арбитражного Учреждения, эксперт в ЖКХ. Это привело к значительным трудностям на местах и низкой стартовой возможностью в субъектах страны.

На модернизацию и продолжения реформирования ЖКХ требуется до 10–13 трлн рублей, - оценивает эксперт. В настоящее время у государственных структур таких финансовых средств для реформирования сферы ЖКХ нет. Поэтому привлечение бизнеса в ЖКХ в форме концессионных соглашений рассматривается федеральной властью как один из способов придать устойчивость данной сфере.

Впрочем, пока результаты неутешительные. Бизнес, как, впрочем, и сама власть, еще не до конца понимает механизм функционирования этой системы и правила игры. Так, если концессионер вложил деньги в реконструкцию и через тарифы не вернул их, то прежде чем с ним разрывать договор по тем ли иным причинам (которые, кстати, тоже надо будет обосновать) бюджет должен будет компенсировать его затраты.

За счет чего, и как не попасть в такую ситуацию? Пока не ясно. Просто взять и разорвать договор с инвестором у местных властей возможности нет. Федеральный закон в таких случаях гарантирует возврат вложенных средств. А если инвестор не справится с проектом или окажется недобросовестным? Если захочет уйти с рынка? Есть и те, которые внесут 10 млн. рублей, а в затратах покажут 100, и через год продемонстрируют такие расходы, которые ни один местный бюджет не перекроет. Как в таком случае действовать местной власти, как повлиять на нерадивого концессионера?

Ответы на эти вопросы очень важны, но пока они не найдены, в том числе и в правом поле.


Григорий Терян
Председатель совета директоров ГК «Российские коммунальные системы», Директор по правовым и корпоративным вопросам

Одно из ключевых несовершенств законодательной нормы заключается в том, что ответственность концессионера за нарушения требований по качеству воды, сточных вод, бесперебойности и надежности водоснабжения и водоотведения наступает с момента передачи ему объектов водоснабжения и водоотведения, независимо от состояния переданного имущества, и несмотря на то, что предусмотренный концессионным соглашением срок достижения плановых показателей надежности и качества еще не наступил.

Предложение РКС заключается в том, чтобы синхронизировать сроки наступления ответственности концессионера за качество воды и сточных вод, надежность и бесперебойность водоснабжения и водоотведения, со сроками достижения плановых показателей концессионного соглашения.

Затрудняют работу и неэффективные, избыточные и, чаще всего, не нужные потребителям мероприятия, на которые инвестор, под угрозой наказания, вынужден тратить огромные средства. Так, в результате внесения изменений в СанПиН «Профилактика паразитарных болезней на территории РФ» был исключен метод обеззараживания осадка сточных вод, используемый большинством водоканалов страны - выдержка на иловых площадках. Водоканалы вынуждены переходить на применение значительно более дорогих, более энергозатратных, и, зачастую, неэффективных методов дезинвазии.

В качестве решения можно рассмотреть изменения в СанПиН по паразитологии в 2017 году. Минстроем РФ подготовлены и согласованы с Минприроды РФ изменения в СанПиН по паразитологии, однако Роспотребнадзор отказывает в их согласовании.

Еще одной проблемой, с которой сталкивается концессионер - неэффективность инвестиций в модернизацию очистных сооружений. Срок окупаемости инвестиционных проектов по очистке сточных вод более 10 лет. У инвестора нет гарантий возврата вложенных инвестиций: тариф с 2014 года ограничен предельным индексом роста тарифов и совокупного платежа граждан за коммунальные услуги. Так как рынок кредитования под залог прав концессионера только начинает развиваться, привлечь заемные и кредитные средства практически невозможно. При этом, регуляторы отказалось от программ прямого софинансирования инвестпроектов в пользу программ по субсидированию процентных ставок по целевым кредитам, механизм которых непривлекателен для инвесторов из-за малых объемов бюджетного финансирования при большом количестве бюрократических процедур.

Решением этого вопроса может стать возвращение к прямому софинансированию государством проектов по модернизации и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения. Возможно, это будет сделано за счет возрождения экологических фондов (соответствующее поручение уже дано Президентом РФ).

Как показывает опыт РКС, масштабные инвестиционные проекты, напрямую связанные с повышением экологического уровня в регионе, могут быть реализованы только на условиях государственно-частного партнерства. Экономически эффективны они при соотношении софинансирования 1 рубль средств частного оператора на 1 рубль господдержки, то есть 50/50. При этом, в реализации инвестиционных проектов в рамках концессионных соглашений должны активнее участвовать и муниципалитеты. Проекты могут финансироваться за счет платы концедента, либо принятия концедентом на себя обязательства по финансированию расходов на создание и реконструкцию объекта концессии.

Также одна из важных недоработок, с которой сталкивается концессионер - учет всего объема сточных вод как сверхнормативных до утверждения нормативов допустимых сбросов и получения разрешения на сброс сточных вод в водный объект. Процедура согласования нормативов допустимых сбросов в Росводресурсах, Роспотребнадзоре, Росрыболовстве и Росгидромете занимает не менее 1 года. Все это время 100% сточных вод рассматриваются как сверхнормативные, и плата за негативное воздействие на окружающую среду (плата за НВОС) рассчитывается с 25-кратным повышающим коэффициентом. Одновременно концессионер несет риски привлечения к ответственности за вред водному объекту.

РКС считает целесообразным предусмотреть реальный срок для получения концессионером разрешительной документации на сбросы сточных вод – не менее 1 года с момента передачи объектов концессионеру. До истечения этого срока необходимо рассчитывать плату за НВОС на основании документации, утвержденной для организации, эксплуатировавшей очистные сооружения до подписания концессионного соглашения.

Прошедшие темы
ФЗ-218: от «долевки» к банковскому финансированию06 ноября - 12 ноября, 2017
Строительство в Крыму: от Керченского моста к квадратному метру в Севастополе30 октября - 05 ноября, 2017
От 150 и выше: пожарная безопасность на высоте23 октября - 29 октября, 2017
Дороги в России: безопасные, долговечные, качественные, твои…16 октября - 22 октября, 2017
Своды правил на высоте: что даст толчок высотному строительству?09 октября - 15 октября, 2017
Как не превратить типовую застройку в жилые гетто?02 октября - 08 октября, 2017
Кто заплатит за безопасный лифт?25 сентября - 01 октября, 2017
СРО по осени считают: что ждет отрасль после 1 октября?18 сентября - 24 сентября, 2017
Smart house: автоматизируй это, или Новая матрица домашней реальности11 сентября - 17 сентября, 2017
Проблемы повышения энергоэффективности котельного оборудования04 сентября - 10 сентября, 2017
Концессионный удар: решит ли ГЧП проблему с износом ЖКХ28 августа - 03 сентября, 2017
Ипотека-2017: ставки вниз21 августа - 27 августа, 2017
Стройиндустрия 4.0: о перспективах нетипичных технологий14 августа - 20 августа, 2017
Компфондом единым: о последствиях для застройщиков, банков, потребителей07 августа - 13 августа, 2017
Силикатные изделия – материалы будущего?31 июля - 06 августа, 2017
Финансирование строительной отрасли: источники, проблемы, перспективы24 июля - 30 июля, 2017
Металлургия и строительство: нетрадиционные решения17 июля - 23 июля, 2017
Цемент в России-2017: проблемы и перспективы10 июля - 16 июля, 2017
Реформа ценообразования в строительстве: эксперты о запуске ФГИС03 июля - 09 июля, 2017
Керамические материалы в строительстве: проблематика и перспективы26 июня - 02 июля, 2017
Stroy.Expert
58,46 69,18