Металлургия и строительство: нетрадиционные решения
Тема недели
preview

Продукция металлургической промышленности находит применение во многих отраслях отечественной экономики, не последнюю роль играет и в возведении зданий и сооружений, причем не только промышленного назначения, но и гражданских объектов. Нынешнюю «Тему недели» редакция STROY.EXPERT подготовила совместно с Ассоциацией развития стального строительства (АРСС). В названии фигурирует формулировка «нетрадиционные решения», поскольку порой проектировщикам и строителям приходится идти на самые нестандартные решения, расширяя сферу применения металлургической продукции.


Главное сырье

Производство материалов для строительства все чаще рассматривают в тандеме с металлургической промышленностью. Основным исходным сырьем для получения черных металлов, которые впоследствии используются для создания металлокаркасов и идут на возведение объектов строительства, являются железная руда, марганец, коксующиеся угли и руды легирующих металлов. Низколигированная сталь (самый высокотехнологичный сплав с содержанием легирующих элементов менее 3%) получила самое широкое применение в строительстве. Ключевая особенность – в ее состав входят недорогие легирующие элементы, которые отличаются низкой склонностью к разрушению и повышенной прочностью. Именно поэтому использовать низколегированные стали в строительстве крайне выгодно – это позволяет значительно сократить общую массу строительных конструкций и получить существенную экономию металла.

Применяется металлургическая продукция при возведении промышленных объектов, высотных зданий, жилых комплексов средней и низкой этажности, многофункциональных комплексов, инфраструктурных объектов (паркингов, спортивных сооружении), социальных объектов и в мостостроении.

Реновация нам поможет?

По мнению экспертов из АРСС нынешнему рынку стального строительства поможет программа реновации. Сейчас производство металлоконструкций для строительства зданий и сооружений в России занимает минимальную долю среди европейских стран – 3% против 60% (объем производства стальных компонентов в 2016 году составил не более 2,1 млн тонн, в то время как в Великобритании произвели 41 млн тонн, в Нидерландах – 66 млн тонн). Однако специалисты прогнозируют в ближайшее время ежегодный рост рынка хотя бы на 10-15%.

«Рост конкуренции на рынке столичной жилой недвижимости, повышение стоимости традиционных стройматериалов и снижение рентабельности девелоперского бизнеса стали катализаторами для поиска новых эффективных решений. Кроме того, в последние годы в России образовался избыток мощностей по производству стали, а также снизилась ее стоимость на мировом рынке. Поэтому некоторые девелоперы, видя перспективы технологии строительства на металлокаркасе, стали внедрять ее на российском рынке», - говорит Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум Групп». По ее словам, возрождающаяся популярность «стального строительства» объясняется целым рядом преимуществ, которые оно имеет по сравнению с другими технологиями: снижение стоимости квадратного метра, сокращение сроков строительства, разнообразие планировочных решений, возможность строительства на проблемных участках, экологическая безопасность.

«Три кита» применения стальных конструкция в строительстве

1. Скорость. Высокие темпы строительства позволяют возводить «коробку» здания в сжатые сроки. Потенциальные жители смогут въехать в квартиру уже спустя 8 месяцев с момента начала строительства здания на металлокаркасе.

2. Конкурентная себестоимость. Технология возведения домов сводится к сухой всесезонной «сборке» заготовок заводского качества при использовании только кранов на автомобильном шасси. Также фиксируется экономия на спецтехнике и уменьшении требуемого количества специалистов высокой квалификации. Все это позволяет снизить себестоимость строительства одного квадратного метра площади.

3. Дополнительные возможности. Отсутствие несущих стен в зданиях на металлокаркасе позволяет реализовывать любую поэтажную квартирографию и увеличивать продаваемую площадь здания до 10%. По качественным характеристикам (теплоизоляции, звукоизоляции, огнестойкости) здания, реализованные на стальном каркасе, не уступают характеристикам зданий, построенных по классическим технологиям.

Однако, несмотря на преимущества этого вида продукции применительно к возведению зданий и сооружений, эксперты выделяют и ряд проблем, о которых мы поговорим ниже.

Новые решения: Алюминий и мосты

Говоря о применении металлургической продукции, нельзя не упомянуть о «крылатом металле» - алюминии, который в последнее время становится весьма востребованный в строительных отраслях. Здесь назрело немало проблем, на которых мы не будем останавливаться подробно. О перспективах и проблематике применения этого металла STROY.EXPERT рассказывал в одной из предыдущих «Тем недели». Хотелось бы затронуть один их аспектов применения алюминия в строительстве, о котором мало кто в России сегодня знает, - алюминиевом мостостроении.

По словам промышленного эксперта Леонида Хазанова, сейчас в России построено и строится немало металлических мостов, но практически все они - из стали, тогда как алюминиевых мостов всего три. Первый из них, Коломенский мост в Санкт-Петербурге, был сооружен еще в 1968-1969 годах (длина - около 38 м, ширина — 27,5 м). Второй мост был открыт в конце июня нынешнего года в деревне Афонино, расположенной практически рядом с Нижним Новгородом (длина - 38 м, ширина - 6,5 м). Там же в ночь с 13 на 14 июля был поставлен третий алюминиевый мост с аналогичными параметрами. Все три моста являются пешеходными.

«За границей алюминиевые мосты, как пешеходные, так и автомобильные, очень популярны, - говорит г-н Хазанов. Впервые алюминий был использован в конструкции Смилтфилдского моста в Питтсбурге (США) в далеком 1939 году: тогда ряд его стальных элементов был заменен на алюминиевые, после чего его масса существенно снизилась. Более того, по нему спокойно ездили автомобили и троллейбусы. Мост же целиком сделанный из алюминия был возведен в 1946 году в городе Массене (США), причем по нему было организовано движение железнодорожных составов для расположенного неподалеку алюминиевого завода. С тех пор алюминиевые мосты строятся и в Северной Америке, и в Европе, и в Азии». По мнению эксперта алюминиевые мосты имеют неоспоримые преимущества – их гораздо легче перевозить, монтаж и установка занимает гораздо меньше времени. В то же время стальные мосты тяжелее алюминиевых, их конструкции сложнее транспортировать, поэтому в районах Сибири и Дальнего Востока России есть реальный экономический смысл переходить на алюминиевые мосты.

Впрочем, пока в России алюминиевое мостостроение неразвито в силу сложившегося стереотипа о дешевизне стальных мостов. Мало кто задумывается, что через непродолжительное время после установки стальным конструкциям может потребоваться ремонт. А значит полная эксплуатационная стоимость алюминиевого моста (включающая в себя затраты на его сооружение и последующее использование, поддержание в нормальном состоянии) в действительности оказывается ниже стального. Для увеличения количества алюминиевых мостов необходима разработка отдельного свода правил. Как только он будет создан и принят, барьер на пути массового строительства мостов из крылатого металла будет снят.

С доводами о преимуществах алюминиевых конструкций не вполне согласен Дмитрий Харламов, генеральный директор ООО «ТРАНССТРОЙПРОЕКТ». Авторскую колонку эксперта, посвящённую перспективам применения металлоконструкций в мостостроении читайте в рубрике «Экспертные статьи».

Легкие, стальные, тонкостенные...

Легкие тонкостенные конструкции являются довольно популярным видом стальных конструкций в мире и у нас в стране. Их используют для несущих конструкций зданий различного назначения, а также для ограждающих конструкций (фасадов, перегородок).

Экономические показатели строительства из легких стальных тонкостенных конструкций в строительстве впечатляют. Однако пока ЛСТК не нашли столь массового применения по причине отсутствия типовых решений. Сегодня предпринимаются попытки сделать эту технологию максимально доступной, тем более, что опыт у российской строительной промышленности уже имеется. Для того, чтобы решить проблему применения ЛСТК нужно детально проанализировать и сравнить технико-экономические показатели строительства жилых домов одной категории - сооруженных с применением железобетонного каркаса, металлического, а также крупных стеновых конструкций. Также нужно всячески поддерживать деятельность организаций, стремящихся развивать стальное строительство в нашей стране.

На самом деле, до 2017 года главной проблемой применения ЛСТК оставалось фактическое отсутствие норм на проектирование такого вида конструкций. То есть законно их можно было применять только в тех случаях, если применение не ограничивалось законом (ИЖС, малоэтажное строительство, заборы и ограждения), либо при составлении специальных технических условий, которые для каждого объекта необходимо согласовывать в Минстрое РФ. Теперь, когда есть СП 260.1325800.2016 «Конструкции стальные тонкостенные из холодногнутых оцинкованных профилей и гофрированных листов. Правила проектирования», нормативный «вакуум» в этом вопросе снят.

О вечных проблемах

Развитию отрасли мешают стереотипы (кирпичные и монолитные дома привычнее), жесткие требования к пожарной безопасности материалов, а также отсутствие конкуренции на рынке и необходимость привлечения квалифицированной рабочий силы, что также удорожает продукцию. В алюминиевой промышленности - свои трудности. В частности, устаревшие ГОСТЫ и СНиПы, которые действуют уже более 20 лет. Строители могут применять этот металл только после разработки и утверждения специальных технических условий (СТУ) на этапе проектирования, объясняют эксперты.


Владислав Васильев
Генеральный директор «Северсталь Стальные Решения»

Какой Вы видите потенциал использования металлопродукции «Северстали» в гражданском и промышленном строительстве?

Технология использования металлокаркасов в гражданском строительстве позволяет добиться прежде всего типизации проектных решений. Это хорошая основа для создания модульных решений (например, в строительстве школ и детских садов) в зависимости от количества необходимых мест. Например, проекты детских садов на 80 и 300 мест могут отличаться только количеством модулей. Подобная универсальность потенциально позволит значительно сэкономить бюджетные средства и обновить каталог типовых решений, наподобие тех, что в раньше использовались в жилищном строительстве.

По сравнению с панельной технологией металлопрокат – гораздо более удобный материал. На его основе можно создавать типовые проекты с гораздо более высокой энергоэффективностью, скоростью монтажа и более сложной архитектурой.

Сейчас в России преобладает так называемый «мокрый» способ строительства, то есть многоэтажные жилые дома возводятся из кирпича или монолитного железобетона (эта технология уже вытеснила все прочие). Основной ее недостаток - большое количество мокрых процессов, а учитывая наши климатические условия, это ведет к удорожанию строительства.

Применение металлокаркаса в строительстве - выход из ситуации, потому что конструкции собираются на болтовом соединении, что обеспечивает высокую скорость монтажа. В результате, мы увеличиваем объемы строительства за те же деньги. Если сравнивать с монолитным строительством, то количество арматуры, используемой при строительстве одного квадратного метра площади сопоставимо с количеством тех же килограммов на квадратный метр, что и в металлокаркасе. Но использование металлокаркаса все же дает возможность построить дом быстрее. При этом, металлокаркас еще предоставляет возможность свободной планировки.

Если говорить о строительстве промышленных объектов, то у металлоконструкций высокий потенциал как минимум в трех областях. В первую очередь, это коммерческие здания. К сожалению, в период кризиса объем ввода площадей в этом сегменте серьезно сократился. Если сравнивать российский рынок с североамериканским или европейским, то количество квадратных метром коммерческих площадей на одного человека там в семь раз больше, чем в России. Однако, в перспективе мы можем увеличить этот показатель. Кстати, на Западе такой объем ввода площадей обеспечивается именно за счет применения металлоконструкций.

Второе направление – это сельское хозяйство. Если мы говорим о современных коровниках и птичниках, то 90% из них строятся с применением металлов. Учитывая земельный фонд России, мы понимаем, что объемы в данном направлении будут только расти. И именно здесь мы видим потенциал применения нашей продукции.

Третий пункт – гражданская инфраструктура, те же паркинги. Здесь тоже есть большие перспективы, в частности, в рамках программы по восстановлению ветхого жилья в Москве. На месте снесенных хрущевок будут возводиться высотные дома, следовательно, количество машиномест возрастет. И единственным выходом будет строительство многоуровневых парковок.

В связи с ростом всей экономики страны возрастет спрос на строительство логистических центров и на крупных инфраструктурных объектов. И здесь опять самой экономически выгодной технологией являются металлоконструкции.

Какие инновационные технологии будут востребованы в будущем?

Пока у нас слабо развит промышленный дизайн, здесь мы тоже видим для себя свободную нишу. С ростом покупательной способности населения будут использоваться более дорогие фасады, более качественные материалы. В этой части очень важно обеспечить разнообразие изделий из металла для монтажа фасадов и кровли. Если сравнивать используемые в России фасадные и кровельные решения с европейскими, то мы пока сильно отстаем.

Каковы, на Ваш взгляд, основные недостатки «стального строительства» в нашей стране, в частности в жилищном строительстве? Что мешает расширять сферу применения этой продукции?

В первую очередь стоит говорить о сложившихся стереотипах населения. Мы привыкли к кирпичным и монолитным домам, однако есть практики, когда клиент при сравнении двух объектов не может сказать, какой из них сделан из металлоконструкций, а какой представляет собой монолит, так как металлический каркас может быть облицован, например, декоративным кирпичом.

Помимо стереотипов покупателей проблемой до сих пор остается несовершенство нормативной базы. Если сравнивать евронормы, применяемые в Европе, и нашу нормативную базу, то у нас гораздо более жесткие требования к пожарной безопасности. При этом количество материалов, которое в последнее время применялось для покрытия металлоконструкций, было ограничено, и все они должны проходить сертификацию МЧС. Все это значительно усложняет процесс ввода инновационных материалов на рынок.

Ну и, наконец, отсутствие нормальной конкуренции, в том числе и с другими типами строительства, также ведет к удорожанию стального строительства в стране. Решение вопросов технического регулирования, несомненно, будет способствовать росту применения металла в гражданской сфере и остальных отраслях строительства.

Существует ли на сегодняшний день проблема применения легких стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК) в строительстве гражданских и промышленных объектов? Необходимость каких изменений назрела в законодательстве в этой связи?

К сожалению, нормативная база, которая сейчас начинает разрабатываться и внедряться в определенных сферах строительства, противоречива. Ее несовершенство ведет к тому, что возникают сложности при прохождении экспертизы зданий из легких тонкостенных оцинкованных конструкций. Например, это касается огнезащиты, особенно прогонной системы кровли. Необходимо подготовить большую экспериментальную и теоретическую базу по возможности применения тонкостенных элементов для конструкций с огнестойкостью R15. Сейчас расчет по нормам говорит, что тонкостенные элементы не способны выдерживать воздействие огня 8 минут, но эксперименты всех производителей говорят, что это не так.

Решение этого и других вопросов поможет более спокойно проходить экспертизу и тем самым повысит доверие потребителей к зданием, построенным на основе ЛСТК.

Вторая проблема заключается в том, что мощности по производству оцинкованного металлопроката в стране до последнего времени были ограничены. Дефицит покрывался за счет импортных поставок. Сейчас в России вводятся новые мощности, но они ориентированы в большей степени на металл для производства сэндвич-панелей, профлиста, металлочерепицы, то есть толщиной менее 2 мм, и в меньшей степени - на производство несущих элементов конструкций, где применяется толщина металла от 1,5 до 4 мм.

Если же мы посмотрим на производственные возможности в Европе и Америке, то обнаружим, что там они более широкие - тот же самый оцинкованный профлист производится толщиной в 6-8 мм, из которого уже можно делать несущие конструкции мостов, дорожных переходов и т.д. В России оцинкованный металлопрокат толщиной больше 4 мм как класс продукции, просто отсутствует.

Тоже самое можно сказать и в части повышения предела текучести оцинкованной стали. Вот почему ЛСТК гораздо тяжелее конкурировать с другими типами стальных материалов на рынке строительства.

В этом году на «Северстали» планируется запуск ЦПМ-3, где будет освоено производство подката толщиной до 3 мм с целью дальнейшего изготовления легких стальных тонкостенных конструкций.

У ЛСТК, впрочем, большие перспективы, например, в сельском хозяйстве. Коровники, свинарники и птичники – это агрессивная среда, которая требует защиты конструкций, а у оцинкованных легких металлоконструкций защита предусмотрена априори. Второй момент связан с тем, что в производстве ЛСТК применятся профилировка (за счет различных видов профилей придается жесткость основного несущего элемента). При меньшей толщине ЛСТК выигрывают у металлоконструкций при возведении определенных типов зданий: небольшие склады, автосалоны, небольшие торговые центры. Третье направление применения ЛСТК – это индивидуальное жилищное и гражданское строительство (например, школы и детские сады), а также многоэтажное жилищное строительство.

Прошедшие темы
«Болезни роста» российских ГЧП-проектов: итоги и перспективы 25 декабря - 31 декабря, 2017
О законах, изменивших строительную отрасль в 2017 году, - слово экспертам 11 декабря - 17 декабря, 2017
Чтоб не рухнуло: о новых технологиях укрепления грунтов и основания зданий 20 ноября - 26 ноября, 2017
ФЗ-218: от «долевки» к банковскому финансированию 06 ноября - 12 ноября, 2017
Строительство в Крыму: от Керченского моста к квадратному метру в Севастополе 30 октября - 05 ноября, 2017
От 150 и выше: пожарная безопасность на высоте 23 октября - 29 октября, 2017
Дороги в России: безопасные, долговечные, качественные, твои… 16 октября - 22 октября, 2017
Своды правил на высоте: что даст толчок высотному строительству? 09 октября - 15 октября, 2017
Как не превратить типовую застройку в жилые гетто? 02 октября - 08 октября, 2017
Кто заплатит за безопасный лифт? 25 сентября - 01 октября, 2017
СРО по осени считают: что ждет отрасль после 1 октября? 18 сентября - 24 сентября, 2017
Smart house: автоматизируй это, или Новая матрица домашней реальности 11 сентября - 17 сентября, 2017
Проблемы повышения энергоэффективности котельного оборудования 04 сентября - 10 сентября, 2017
Концессионный удар: решит ли ГЧП проблему с износом ЖКХ 28 августа - 03 сентября, 2017
Ипотека-2017: ставки вниз 21 августа - 27 августа, 2017
Стройиндустрия 4.0: о перспективах нетипичных технологий 14 августа - 20 августа, 2017
Компфондом единым: о последствиях для застройщиков, банков, потребителей 07 августа - 13 августа, 2017
Силикатные изделия – материалы будущего? 31 июля - 06 августа, 2017
Финансирование строительной отрасли: источники, проблемы, перспективы 24 июля - 30 июля, 2017
Металлургия и строительство: нетрадиционные решения 17 июля - 23 июля, 2017
Stroy.Expert
63,12 73,90