Судьба 500 СРО строительной отрасли будет решена 1 октября. Из госреестра во внесудебном порядке могут быть исключены до 232 строительных СРО, или 47% от их общего числа. Представители Ростехнадзора разъяснили, как будут считать наличие и отсутствие компенсационных фондов: все СРО, чьи компфонды оказались частично или полностью утраченными, а также зависли в банках с отозванными лицензиями, будут исключены из реестра. Не имеют право на осуществление деятельности и те СРО, которые не успели перевести свои компфонды на спецсчета до 1 сентября 2017 года. Таковы новые поправки в Градостроительный комплекс, которые могут полностью изменить расстановку сил на отечественном рынке СРО. Портал STROY.EXPERT решил узнать у руководителей НОСТРОЙ, НОПРИЗ, представителей Минстроя РФ, а также президента одного из региональных СРО, как они относятся к изменениям в законодательстве о саморегулировании строительной отрасли.
До 1 сентября все СРО должны были привести все свои документы в соответствие с требованием законодательства, проверить свой статус. Средства компфондов СРО должны быть размещены на спецсчетах в уполномоченных банках, а члены СРО распределены по региональному принципу. Кроме этого, компании, входящие в состав СРО, обязаны иметь двух инженеров в Национальном реестре специалистов строительной отрасли.
В ответ на такую позицию Ростехнадзора первый замминистра строительства и ЖКХ России Леонид Ставицкий выразил мнение, что после 1 октября 2017 года свое существование могут прекратить 232 СРО, или 47% от общего их числа, в Мордовии, Владимирской, Волгоградской и Ростовской областях потребуется создание новых строительных СРО. А более 100 тыс. изыскательских, проектных, строительных компаний (всего 60% от общего числа) будут вынуждены искать новые СРО, нести определенные расходы, а также приостановить из-за этого выполнение своих контрактов, в том числе госконтрактов, что может привести к срыву проектов, финансируемых за средства госбюджета и банкротству ряда организаций.
Минстрой РФ предложил дать возможность восстановить объем компенсационных фондов строительным СРО, потерявшим в общей сложности 26 миллиардов рублей в банках с отозванными лицензиями. К слову, механизм для этого предусмотрен Градостроительным кодексом — при снижении размера фонда, если это произошло в результате обесценивания финансовых активов или неправильного инвестирования, члены СРО должны пополнить его.
Однако Ростехнадзор пока продолжает настаивать на жестком выполнение законодательства . Напомним, поручение Ростехнадзору начать проверку соответствия саморегулируемых организацией требованиям действующего законодательства дал в начале осени вице-президент Дмитрий Козак.
По некоторым оценкам, только в Москве из Госреестра будут исключены порядка 50 СРО, куда входить порядка 15 тыс строительных компаний. Полностью сохранить свои компфонды смогли не более 20 московских СРО. Таким образом, в ближайшее время ожидается новая волна укрупнения рынка СРО.
Александр Савельев
Президент Ассоциации Региональное отраслевое объединение работодателей «Саморегулируемая организация Строителей Сибирского региона»
В соответствие с новой редакцией части 3 статьи 55.6 ГрК РФ, принятой еще в июле 2016 года, все строительные организации должны вступить в СРО «по месту регистрации». Исключение – членство иностранных юрлиц, а также организаций из другого региона РФ, в котором нет своего СРО и который имеет общую границу с тем субъектом, где зарегистрирована СРО. С 1 октября 2017 года Ростехнадзор будет исключать из госресстра те СРО, в которых состоят члены из других регионов.
Действующие поправки в закон регламентирует создание дополнительного компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств (ОДО). Напомним, до вступления закона в силу во всех СРО действовал только один компфонд, который формировался за счет денежных взносов членов СРО и был направлен на возмещение вреда. Теперь таких фондов будет два. Второй призван обеспечить договорные обязательства. Причем бюджет этого фонда будут формировать только те члены, которые выразили намерение участвовать в государственных закупках и тендерах. Также запрещены взносы в рассрочку и с участием третьих лиц. Внесение денежных средств в оба фонда предполагает разные уровни ответственности – от 300 тыс рублей (при заключении контрактов на сумму до 60 млн рублей) и более.
Еще одна норма - необходимость перевода денежных средств из компфондов на спецсчета уполномоченных банков. Список из 12 кредитных организаций утвержден Правительством РФ. В него вошли: Газпромбанк, Юникредитбанк, ВТБ, Альфа-банк, Сбербанк, «ВТБ 24», «Московский кредитный банк», ФК «Открытие», Росбанк, Промсвязьбанк, Райффайзенбанк и Россельхозбанк.
Если член СРО исключен из организации с 1 июля 2017 года, то он лишается права в течение одного года быть вновь принятым в другое СРО и производить работы, требующие его членство в СРО. При этом вернуть внесенные деньги в компенсационный фонд можно будет только в 2021 году.
Таким образом текущее законодательство способствует усилению контроля за строительными организациями, а также позволяет сохранить целевое использование средства компенсационных фондов.
Конечно, реформирование деятельности саморегулируемых организаций – абсолютно ожидаемое явление. Это очередная попытка навести порядок, убрать множество коммерческих СРО, которые работают не очень добросовестно. Но по большому счету те нововведение, которые определены ФЗ-272 и вносят изменения в деятельность СРО в части создания двух компенсационных фондов – фонда возмещения вреда и фонда обеспечения договорных обязательств, прежде всего касаются добропорядочных и дееспособных СРО, которые не нарушали закон и сохранили компенсационный фонд в своих исторических рамках (на 4 июля 2016 года). Однако таких организаций в стране, к сожалению, не так много – около 30% от общего числа зарегистрированных Ростехнадзором. Значительная часть СРО все-таки не смогли сохранить свои компенсационные фонды по разным причинам: у кого-то деньги пропали в результате банкротства банков, где они хранились, у кого-то были свои причины утраты компенсационных фондов и денежных средств из них.
Фактически до завтрашнего дня все СРО будут приведены в соответствие с вступившим в силу ФЗ-168 от 17 июня 2016 года. Поправки по этому закону предусматривают в том числе право Ростехнадзора исключить из госреестра те саморегулируемые организации, которые утратили историческое значение компфонда. Предполагается, что таким образом будет произведена чистка рынка. Однако все мы знаем, что сегодня существует огромное количество ухищрений для обхода этих поправок, вплоть до создания новых СРО на месте старых, но которые будут работать по тем же принципам.
К слову, с 1 июля 2017 года фактически был отменен 624 приказ правительства РФ, на основании которого ранее выдавались свидетельства о допуске подрядчиков к проведению определенных строительно-монтажных работ. Теперь выдавать будем только выписку из реестра, бумажная форма свидетельства о допуске упразднена.
Появляется пять уровней ответственности подрядчиков при исполнении государственных контрактов, в зависимости от их суммы - от 60 млн рублей до 10 млрд рублей. Каждая из организаций, участвующая в тендерах с использованием бюджетных средств (федерального, областного или муниципального уровней), должна подтверждать свой уровень ответственности по этим контрактам. Исходя из этого для каждой подрядной организации, входящей в СРО, будет формироваться членский взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Соответственно, те организации, которые не намерены работать с государственными бюджетами, в формировании фонда ОДО участвовать не будут.
Кроме этого, внедрена норма, в соответствие с которой при выходе компании из СРО первая не сможет вступить в другую СРО в течение года. Впрочем, это не должно стать проблемой для подрядных организаций, поскольку таких компаний, которым не нужно участие в СРО, крайне мало. В основном речь идет небольших подрядчиках, которые выполняют узкий перечень строительных работ.
Также напомню, что в рамках ФЗ-272 уже произошла регионализация СРО. Строительные компании должны вступать в СРО по месту регистрации. К примеру, встав на налоговый учет в Новосибирске, можно работать в Москве или Санкт-Петербурге, но нельзя вступить в местные СРО.
В результате всех этих новаций существенных изменений в деятельности СРО и строительных компаний не произойдет, как работали, так и будут работать. Конечно, на СРО будет возложено больше ответственности и полномочий по контрою за деятельностью подрядных организаций, особенно в соответствие с заявляемыми объемами по госконтрактам. Отныне СРО должны будут отслеживать превышение размера госконтрактов, доплат в компенсационный фонд ОДО в случае, если размер превышен, а также качество и объемы работы. Что касается строительных организации, существенных изменений в их деятельности не ожидается.
Павел Клепиков
Первый вице-президент Национального объединения проектировщиков и изыскателей (НОПРИЗ)
Для НОПРИЗ довольно позитивным фактом стало то, что в текущем законе (законопроект № 938845-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования вопросов саморегулирования» - ред.) нет нормы формирования по региональному принципу саморегулируемых организаций (СРО) среди изыскателей и проектировщиков.
Отказ от этой нормы – позитивный момент, поскольку СРО изыскателей невозможно формировать по территориальному признаку. Напомню, именно этот пункт стал одним из наиболее спорных в законопроекте. В частности, речь идет о предложении по введению территориального (регионального) принципа деятельности саморегулируемых организаций для всего строительного комплекса. Очевидно, что авторами законопроекта не был проведен анализ законопроекта на возможность его безусловного применения в сфере инженерных изысканий с учетом специфики и особенностей изыскательской деятельности.
Главная же особенность саморегулирования в сфере инженерных изысканий как раз и заключается в объединении крупных предприятий, выполняющих комплекс инженерно-строительных изысканий и расположенных в различных федеральных округах, в единую саморегулируемую организацию — в целях концентрации профессионального опыта, выработки единой политики в вопросах выполнения инженерных изысканий, возможности разработки и внедрения в производство нового оборудования и передовых технологий, повышения уровня профессионального образования.
В настоящее время в стране зарегистрировано 40 СРО в области инженерных изысканий, которые расположены в 13-ти из 85-ти субъектов РФ. Исключение этой нормы позволило нам, сосредоточиться на других базовых моментах, которые отображены в законе, в частности, на выполнение программы стандартизации.
Виктор Прядеин
Исполнительный директор Национального объединения строителей (НОСТРОЙ)
Все изменения в законодательстве, регулирующие СРО в сфере строительства, уже произошли. Градостроительный кодекс практически во всех своих положениях вступил в силу. Данные объективного мониторинга показывают, что, с одной стороны, саморегулируемые организации сохранились, региональные укрупнились, а прозрачность их деятельности повысилась. С другой стороны, строителю стали проще участвовать в жизни СРО. СРО-гиганты (более 1 тыс членов), которые голосовали на собрании по доверенностям, – даже до этого доходило - ушли в прошлое. Остались крепкие региональные СРО, в которые входят по 200-300 членов. Стало проще созвать общее собрание СРО и принять решение с участием конкретных представителей строительных компаний, а не их доверенностей.
Следующий момент касается компенсационных фондов. На самом деле, если говорить про государственные деньги, даже если речь идет про несколько сотен тысяч рублей, подобные потери для бюджета – уже преступление. А тут строители потеряли половину своих денежных средств, но ни одного уголовного дела о растрате не было доведено до логического завершения. По всей стране только 3 или 4 уголовных дела, когда было доказано, что руководители СРО брали средства из компфондов (самих прецедентов было гораздо больше). В общегосударственном масштабе (если к каждой копейке относиться, как к бюджетной,) - это вопиюще мало. Мы знаем о случаях, когда деньги компфондов клали на банковские депозиты под 1,5% годовых. А куда все остальные доходы делись? Банки с госучастием в таких схемах не участвовали, этим занимались только небольшие финансовые организации, которые вели рискованную деятельность. Естественно, у этих банков, прежде всего, и возникли риски, связанные с отзывом лицензии.
Конечно, были и те, кто остался честными до конца, таким СРО просто не повезло. Тут надо смотреть договоры, кредитные ставки, условия – участвовали ли в деятельности этих СРО агенты, посредники. Не секрет, что многие размещали деньги не в банках, а в управляющих компаниях (причем, когда мы начинаем разбираться, что это за компании, ни одна из них не обнаруживается в листинге РФ). Я считаю, что такие случаи надо продолжать разбирать с участием соответствующих органов – МВД, прокуратуры. Так или иначе, но половина денежных средств на счета все-таки вернулась и это позитивный момент.
Что ждет рынок? Небольшие СРО получат больше возможностей контролировать своих же строителей, используя дополнительные инструменты, которых не было раньше. Речь идет о квалификационных стандартах, членстве в НРС, стандартах выполнения работ. Теперь органы государственного строительного надзора, которые контролирует результаты строительно-монтажных работ СРО, смогут отслеживать и анализировать сам процесс организации строительства.
Если говорить о том, насколько очистился рынок от недобросовестных СРО в последнее время, отмечу: в период с июля 2016 года по август 2017 года из Госреестра были исключены 22 СРО. Среди них были те, кто поняли, что уже не смогут работать в новых условиях (так как не выполнили требования, которые предъявляет обновленный Градостроительный кодекс). Многие из них честно раздали деньги из фондов строителям, которые перешли в другие саморегулируемые организации, опять же воспользовавшись возможностями нового кодекса, и, доведя свою численность до нуля, Они добровольно ликвидировали свою деятельность. Впрочем, из тех 22 СРО, о которых идет речь, к сожалению, больше таких, которые были исключены из реестра за нарушения. Например, 10 СРО докладывали о том, что у них на спецсчетах «0 рублей». Мы выполнили требования, открыли счета, а денег там не оказалось. Такие СРО не имеют право на осуществление дальнейшей деятельности.
Процессы очистки рынка от недобросовестных участников в ближайшее время продолжатся, особенно, с учетом того, что Ростехнадзор с 1 октября получит дополнительные основания для исключения из Госреестра. НОСТРОЙ в этом вопросе будет помогать и дальше органам государственного надзора. Сфера саморегулирование – это не ситуация, когда все объединяются в СРО, а когда сообщество это способно само себя «очищать», чтобы те, кто остался, получили возможность говорить с гордостью (а не стыдом), что занимаются саморегулированием строительства.
Олег Сперанский
Директор правового департамента Минстроя РФ
Изменения в законодательстве, регулирующие деятельность строительных СРО, направлены на усиление ответственности. Саморегулируемая организация – это организация, которая принимая в себя нового члена, берет на себя ответственность за то, что этот новый член СРО получит возможность нормально работать и своей работой не создаст условий для ухудшения ситуации в отрасли.
Исходя из этого выстроена логика введения инструмента компенсационных фондов. Компфонд – это как раз та самая система ответственности, когда деньги не под честное слово раздаются, а вносятся в соответствие с определенной долей ответственности за совместную деятельность. И если у одного из членов организации что-то происходит, то ему из компфонда идут отчисления. Все оставшиеся же должны довнести свои средства до исторического размера фонда, потому что сами приняли к себе в сообщество такого «соседа».
Компфонды СРО состоят из двух частей - фонд возмещения вреда, причиненного в случае аварий и катастроф, и фонд исполнение договорных обязательств. Надеюсь, что второй фонд будет более мобильный. Что касается размера фондов, мое мнение, что саморегулируемой организации для того, чтобы подтвердить свой статус, достаточно иметь компенсационный фонд в размере 100 тыс. рублей на одного члена.
Теперь по поводу регионального принципа закрепления членов СРО: опять же принцип этот внедрен для того, чтобы все члены друг друга лучше знали и брали больше ответственности не только за себя, но и за остальных членов организации.