На сегодняшний день подавляющее большинство лифтов, установленных в жилых домах, давно выработало свой срок службы. Средний срок эксплуатации – 25 лет. Однако большое количество оборудования, из того, что не достигло этого срока, также не пригодно для дальнейшего использования, поскольку в свое время неправильно эксплуатировалось и сегодня попадает в категорию небезопасного. Оптимистичный план на 2017 год – заменить около 18 тыс. лифтов по всей стране. Ключевая проблема при замене лифтов в стране, конечно же, финансовая.
До 2020 года необходимо заменить более 80 тыс. лифтов в жилых домах, - рапортовали в Комиссии по лифтовому хозяйству Общественного совета при Минстрое РФ еще в апреле 2017 года. Для решения этой задачи, связанной с обеспечением безопасности и жизнедеятельности большей части городского населения, запланировали сформировать рынок привлечения инвестиционного капитала в региональные программы капитального ремонта.
В Свердловской области в 2016 году, к примеру, был запущен пилотный проект кредитования ускоренной замены лифтов (совместно с государственным АКБ «Российский Капитал»). Была проведена работа во многих субъектах РФ по актуализации соответствующих программ с увеличением доли финансирования и объемов замены лифтов. В результате в 2016 году удалось достичь положительной динамики в снижении износа лифтов в жилищном фонде РФ: замена лифтов выросла c 9 500 лифтов в 2015 году до 12 500 лифтов в 2016 году (+28,9%).
Напомним, капитальный ремонт лифтового оборудования включает в себя полную замену силового оборудования, системы управления и безопасности, кабины лифта, оборудования в лифтовой шахте, дверей на этажах.
Новое оборудование, которое в большинстве случаев, поставляется отечественными производителями техники, значительно превосходит старое. Так, устанавливаются лебедки с частотно-регулируемым приводом, который обеспечивает комфорт, плавность движения, точность остановки и экономию электроэнергии до 40% по сравнению с нерегулируемым главным приводом лифта. Новые лифты, устанавливаемые в рамках региональной программы капитального ремонта, поставляются крупнейшими отечественными производителями или мировыми брендами, имеющими свои представительства на территории России, имеют обязательные сертификаты соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов».
Еще одна проблема – кто должен отвечать за выход лифтового оборудования из строя. Конечно, любое техническое оборудование требует эксплуатационных издержек. И сегодня траты по ремонту лифтов ложатся на плечи управляющих компаний, которые в основном заключают договор о ремонте с различными частными организациями. В случае аварии лифта, даже если обошлось без жертв, собственники дома имеют право подать в суд на управляющую компанию и на организацию, которая обслуживает лифтовое хозяйство и потребовать финансовую компенсацию. По словам Елены Николаевой, первого заместителя председателя Комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы РФ, президента Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС), «когда действия (или бездействие) управляющей компании приводят к неисправностям и трагическим авариям, принципиально важно лишать данные организации лицензии, причем одномоментно по всем домам, и в целом усиливать наказание для проштрафившихся компаний. Другими словами, если управляющая компания допустила падение лифта, она должна уйти с рынка, не ожидая, что ей дадут шанс на реабилитацию. Ведь речь идет о человеческих жизнях».
Напомним, 1 августа 2017 года в России вступили в силу новые правила использования и содержания лифтов, которые теперь определяют круг лиц, ответственных за состояние пассажирских подъемников. Требования предусматривают наделение владельцев зданий и управляющих компаний объектов большей ответственностью за содержание лифтов и эскалаторов, а также создание реестра лифтового хозяйства. Ремонт неработающих лифтов в многоквартирных домах не должен превышать 24 часов, а эвакуацию людей из застрявших подъемников необходимо производить в течение 30 минут, сказано в новых правилах. Контроль за работой лифтов должен осуществляться в соответствии с сопроводительной документацией объекта и инструкцией по эксплуатации систем диспетчерского контроля по выбору владельца лифта посредством: а) диспетчерского контроля; б) постоянного контроля за работой лифта квалифицированным персоналом», — сказано в правилах. Учет введенных в эксплуатацию объектов осуществляется уполномоченным органом в реестре объектов. Реестр составляет Ростехнадзор.
Таким образом, за безопасность лифта отвечает управляющая компания. В штате УК, которая занимается обслуживанием лифтов, подъемников, траволаторов и эскалаторов, должен быть квалифицированный персонал, сказано в правилах. Уровень квалификации такого персонала, выполняющего работы по монтажу (демонтажу), обслуживанию и ремонту объектов, должен соответствовать требованиям профессиональных стандартов.
По информации Минстроя России, на сегодняшний день в многоквартирных домах по всей стране установлено более 400 тыс. лифтов, из которых больше 27 тыс. требуют замены. По словам главы Минстроя РФ Михаила Меня, за 3-5 лет планируется замена чуть более 27 тыс. единиц техники.
Елена Николаева
Первый заместитель председателя Комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы РФ, депутат «Единой России», президент Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС)
Нормативные документы по замене лифтового оборудования на сегодняшний момент все приняты. Единственная проблема - финансовая. Самые капиталоемкая строка проведения капитального ремонта многоквартирного дома - это как раз замена лифтового оборудования. Более того, в некоторых домах лифтовые шахты уже настолько старые, что своевременное оборудование не всегда подходит под соответствующие размеры. В этих случаях требуется индивидуальное решение, что также удорожает проект. Вместе с тем сейчас существуют специальные вертикальные лебедки и другие соответствующие современные технические российские разработки, которые позволяют решить практические любую задачу и, что особенно важно, выдержать нормативные сроки эксплуатации. Нормативный срок службы лифта - 25 лет, но, увы, во многих городах он не выдерживается, что ставит эти технические изделия в, мягко говоря, очень опасную категорию.
Дело в том, что начали эксплуатировать это лифтовое оборудование еще в советское время. И был период, когда оно эксплуатировалось крайне плохо. В результате возникла серьезная потеря контролируемого качества, а огромный объем лифтового оборудования сегодня необходимо заменять или отремонтировать одномоментно. Это действительно серьезная проблема, которую не так-то просто решить. Однако наличие соответствующих программ капитального ремонта, запущенных в регионах Российской Федерации, уже дает определенную надежду, что проблема эта разрешится.
К слову, иногда существуют и такие варианты, когда нет необходимости полностью заменять кабину лифта. Достаточно сделать выборочный капитальный ремонт, например, заменить тросы, лебедки, соответствующую электронику, сделать некую реновацию кабины. В части случаев это гораздо более выгодно. Сегодня мы на разных площадках, экспертных и деловых, а также с участием представителей производителей оборудования, депутатов Госдумы и профильных министерств, рассматриваем варианты, пытаемся определить: где тот предел доступности, который позволяет, сохранив качество и безопасность оборудования, все-таки дать возможность проводить капитальный ремонт экономически эффективно.
Что касается оборудование, которое сегодня устанавливается в жилых домах, в том числе в старом жилом фонде, требующем капремонта, речь идет, в основном, об отечественном оборудовании. На сегодняшний момент практически все ведущие производителя лифтового оборудования, в том числе мировые, имеют соответствующие производства на территории России. Поэтому формально они являются российскими производителями. Пусть конкурируют между собой!
Дмитрий Лифшиц
Первый заместитель генерального директора Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы
В Москве внимательно относятся к проблеме замены лифтового оборудования. Общее количество замененных лифтов с 2011 года (когда по поручению мэра Москвы были начаты соответствующие масштабные работы) к 2018 году составит уже 29 236 единиц, а это более четверти всего лифтового парка жилых домов Москвы. С 2015 года замена лифтового оборудования в городе ведется в рамках региональной программы капитального ремонта. По состоянию на 20 сентября 2017 года по этой программе заменено более 10 тыс. лифтов.
Очередность замены лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, определяется исходя из продолжительности эксплуатации лифтов по отношению к назначенному сроку их службы, установленному в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года № 824. К слову, действующие в России нормативные требования к безопасности лифтов соответствуют международным стандартам и в полной мере учитывают все возможные стороны данного вопроса. Лифты поставляются крупнейшими отечественными производителями, имеют обязательные сертификаты соответствия требованиям технического регламента ТР ТС 011/2011.
Что касается программы по замене лифтов, то сегодня в Москве в первоочередном порядке подлежит замене оборудование, отработавшее назначенный срок службы, по которому имеется заключение аккредитованной организации об оценке соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы, с рекомендацией о его замене.
С целью завершения в 2017 году замены всех лифтов, которые находились в эксплуатации более 25 лет, проведена актуализация региональной программы капитального ремонта. В план 2017 года дополнительно включены работы по замене 3988 лифтов (в 824 домах). Всего в нынешнем году, с учетом данного решения, планируется заменить более 5000 лифтов, что является самым высоким показателем за последние годы.
При выполнении работ по замене лифтов используется продукция компаний, производство которых размещены на территории Российской Федерации – в основном в Москве и Московской области. Конструкция современных моделей лифтового оборудования имеет ряд несомненных преимуществ при комплектации их дополнительными опциями, установка которых позволяет обеспечить более высокий уровень контроля безопасности и комфортности при использовании лифта по назначению. Лифты изготавливаются с обязательным учетом требований вандалозащищенности.
Инфракрасные датчики не допускают закрытия дверей лифта на остановках, если в плоскости дверного проема находится пассажир или груз. Также применение энергосберегающего светодиодного освещения и систем индикации обеспечивает общее снижение энергопотребления.
Наличие частотного преобразователя двигателя главного привода лифтов позволяет сгладить пиковые нагрузки на систему энергоснабжения дома и кратно увеличивает ресурс двигателя и элементов кинематики лифта. Применение частотного преобразователя двигателя в приводе дверей обеспечивает увеличение ресурса работы механизма и снижает уровень шума.
Для пассажиров с ограниченными физическими возможностями предусмотрены дополнительные опции, такие как поручни в кабине, кнопки со шрифтом Брайля, голосовое или звуковое оповещения о прибытии на остановку. В случае наличия технической возможности при замене лифтов выполняется расширение дверного проема до 700 мм, что позволяет завезти в кабину инвалидное кресло или детскую коляску. Расположение кнопок поста приказов в кабине дает возможность самостоятельно их использовать, находясь в инвалидном кресле.
Максим Клименко
Директор по развитию Экспертно-консалтинговой группы МТК Эксперт
Нормативная база по лифтам сейчас представлена двумя обязательными к исполнению документами: Техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011) и Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 июня 2017 г. № 743, которые 30.08.2017 вступили в силу и еще не успели проявить себя.
Все остальное – ГОСТы, применение которых – добровольное.
Начнем с Техрегламента. Обязательные требования к лифтам установлены ТР ТС 011/2011. Согласно статье 6 ТР ТС, соответствие лифта требованиям Техрегламента на разных этапах жизненного цикла подтверждается по-разному.
на стадии изготовления – обязательная сертификация (сертификаты на лифты и устройства безопасности лифтов оформляет производитель).
на стадии ввода в эксплуатацию – декларирование соответствия и первичное техническое освидетельствование перед пуском в работу (декларацию оформляет застройщик или будущий управляющий объектом с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории).
на стадии эксплуатации (в течение назначенного срока службы) – техническое освидетельствование не реже 1 раза в 12 месяцев с привлечением аккредитованного экспертного центра.
когда лифт отработал назначенный срок службы (или через 25 лет со дня ввода в эксплуатацию) –обследование с привлечением аккредитованного экспертного центра.
Если мы говорим о новостройках, то это стадия ввода объекта в эксплуатацию (или первый год эксплуатации). На данном этапе застройщик (или иное уполномоченное лицо), а позднее – управляющая организация, должны оформить декларацию соответствия, провести первичное техническое освидетельствование и застраховать лифты как опасные объекты.
Кроме того, без страхового полиса на лифты (и без первичного технического освидетельствования) не выдают разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию согласно статье 55 Градостроительного кодекса РФ.
Поэтому те застройщики, которым удается ввести в эксплуатацию МКД с неисправными лифтами либо вводят госорганы в заблуждение, либо попросту «покупают» разрешение на ввод.
30 августа 2017 года вступили в силу новые Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24 июня 2017 года № 743. Этот документ устанавливает однозначные и подробные требования к владельцам лифтового оборудования, к эксплуатации и обслуживанию лифтов.
Хочется верить, что новые правила позволят упорядочить «лифтовую» сферу, а также снизить число аварий на объектах. Основными причинами таких аварий, как правило, являются:
технические неисправности (естественный износ, недостатки в регулярном обслуживании и т.д.) и откровенно аварийное состояние некоторых объектов;
недостаточное внимание к лифтам со стороны надзорных органов (Ростехнадзор, жилинспекция);
непрофессиональный подход к обслуживанию и ремонту лифтов со стороны владельцев (управляющих) и специализированных организаций;
низкая квалификация персонала как управляющих компаний, так и обслуживающих (ремонтных) организаций;
некомпетентность или «продажность» экспертных центров, которые проводят ежегодное техническое освидетельствование или обследование лифтов.
Новые правила по лифтам прояснили «авариный» вопрос. Теперь мы точно знаем, что ответственность за неисправности и случаи аварий несет владелец лифта, а именно (п. 3 новых Правил):
юридическое лицо или ИП, владеющие объектом и осуществляющие использование и содержание объекта;
лицо, осуществляющее управление МКД в соответствии с Жилищным кодексом РФ;
специализированная организация, заключившая договор о содержании и ремонте общего имущества МКД в отношении лифта (если домом управляют непосредственно собственники помещений)
Именно владелец должен обеспечивать:
А также приостанавливать использование лифта при возникновении угрозы жизни, здоровью и имуществу граждан и назначать ответственного за организацию эксплуатации лифтов из числа квалифицированного персонала (раньше все эти требования не были обязательными).
Важно сказать, что новые Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24 июня 2017 года № 743, – это архиважный шаг в лифтовой сфере за последние 4 года. Правила наконец-то установили однозначные и достаточно жесткие требования к эксплуатации и обслуживанию лифтового хозяйства, к обслуживающему лифты персоналу, его квалификации и компетентности. Прояснили функции владельца лифтов (управляющего) и специализированных (обслуживающих, экспертных) организаций, в том числе с позиции их влияния на безопасность объектов.
Но вот вопрос – будут ли все эти требования соблюдаться?
Ведь по-прежнему не установлена мера ответственности за нарушения в лифтовой сфере – ни штрафов, ни иных административных взысканий.
Ростехнадзор и другие надзорные ведомства не получили дополнительных контрольных полномочий – проверки так же 1 раз в 3 года, предписания без штрафов. Другими словами, НЕТ инструментов воздействия на участников лифтовой отрасли. Как нам кажется, чтобы реально снизить аварийность в таких условиях, нужно вести просветительскую работу и с владельцами лифтов, и со всеми причастными к отрасли организациями. Устраивать открытые консультации, семинары и разъяснять на них выгоды соблюдения новых требований.
Андрей Быков
Генеральный директор Schindler в России
Нынешний кризис, в первую очередь, коснулся рынка недвижимости, что по понятным причинам напрямую повлияло на спрос лифтового оборудования. В лифтовой отрасли, как правило, каждый производитель занимает определенную нишу. Так, импортное оборудование, в основном, представлено в премиум сегменте жилой и коммерческой недвижимости и, несмотря на кризис, застройщики таких объектов все равно выбирают качество, дизайн и технологичность, которыми по традиции отвечают именно иностранные производители.
Одним из перспективных направлений для развития бизнеса является обеспечение поставок лифтов для новостроек комфорт и премиум класса. Так, по данным «ИРН-Консалтинг», в августе 2017 года выросла суммарная доля комфорт- и бизнес-класса в Москве от ТТК до МКАД и составила 69,5% в общем объеме предложения первичного жилья.
Безусловно, чтобы диверсифицировать свои позиции на рынке зарубежные компании, учитывая рыночную конъюнктуру, стараются предлагать более востребованный продукт и конкурировать с отечественными производителями лифтового оборудования в более низком ценовом сегменте. Как правило, выход в данный сегмент иностранных производителей обусловлен наличием локализованного производства.
Подстраиваясь под текущие реалии, со своей стороны мы также готовы предложить адаптированный для российского рынка продукт эконом-класса по конкурентоспособной цене, при этом сохранивший высокие стандарты европейского качества и безопасности.
Если рассматривать концепцию «вертикального строительства» - многоэтажные дома эконом класса, то здесь победителем будет тот, кто сможет предложить соответствующий продукт. Российские производители в большинстве случаях ограничены в своих возможностях, т.к. их лифтовое оборудование рассчитано на подъем не выше 25 этажа.
По поводу программы капремонта, опять же, это отразилось на российских производителях и иностранных с локализованным производством, которые предлагают продукцию в эконом-сегменте по низкой стоимости.
Что касается процесса сертификации современных пассажирских лифтов для установки в новостройках при сдаче домов (особенно в эконом-сегменте), все монтажные работы ведутся в соответствии с законом РФ и внутренними стандартами компаний-производителей. При этом, мы, как производители оборудования, не разделяем эконом, комфорт или премиум сегменты. К качеству и безопасности оборудования требования единые. В Schindler все лифты проходят промежуточные проверки и перед сдачей объекта мы проводим финальную инспекцию SAIS , по итогам которой все недочеты оперативно исправляются и лифты сдаются без замечаний. Добросовестность и ответственность других компаний я оставлю без комментариев.
Относительно аварий и неисправностей лифтов – это, в первую очередь, зависит от эксплуатации и регулярности сервисных работ. Обслуживание лифтов в нашей стране на низком уровне, ему не уделяется должного внимания. А ведь именно от качества и периодичности сервиса зависит срок службы лифтового оборудования. Многие управляющие компании просто экономят на этом.
Согласно международным стандартам Schindler, ежемесячно мы проводим профилактические работы и ежегодно более тщательный осмотр лифтов. Такой подход позволяет продлевать срок службы лифтов, которые по регламенту могут служить до 25 лет без серьезных поломок. Конечно, лифт - это сложный механизм, который требует постоянного контроля, без которого последствия могут быть опасны для жизни его пользователей.
Что касается современных требования к безопасности лифтового оборудования, и в России, и за рубежом они находятся практически на одном, достаточно высоком уровне. Здесь вопрос не в документах, а в соответствии им. Поэтому совершенствования, в первую очередь, требует отношение ответственных лиц (управляющих организаций, обслуживающих компаний) к безопасности и собственным действиям.