Декабрь - время подводить итоги. На этот раз STROY.EXPERT предоставил слово экспертам отрасли, которые рассказали о самых главных законодательных новеллах, регламентах, нормативах, запущенных проектах и инициативах представителей стройкомплекса РФ в уходящем году, которые если еще не отразились на развитии отрасли, то отразятся в ближайшем будущем.
Игорь Лукин, президент СРО «Стройкорпорация», рассказал об итогах проведения реформы СРО и работе по формированию Нацреестра специалистов строительной отрасли.
Антон Скирда, заместитель председателя Комитета по строительству и ЖКХ МОО МАП, поднял тему созданного Фонда для поддержки инвестиционных проектов по строительству и реконструкции очистных сооружени, а также упомянул о важном проекте, отвечающем за экологию в строительстве.
Андрей Шелковый, исполнительный директор Ассоциации «Национальное объединение производителей строительных материалов, изделий и конструкций» (НОПСМ), подчеркнул необходимость утверждения регламента производства строительных материалов (сегодня строительные и отделочные материалы отсутствуют в едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации, который утвержден Правительством РФ в постановлении №982).
Константин Иванов, председатель РОО «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищного строительства «Жилстройконтроль», рассказал о состоянии рынка жилищного строительства в свете последних изменений законодательства в целом, напомнил о последствиях отмены долевого строительства, а также привел зарубежный опыт кредитования рынка строящегося жилья, который можно было бы перенять в России в рамках перехода на механизм проектного финансирования.
Антон Скирда
Заместитель Председателя Комитета по строительству и ЖКХ МОО МАП
Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам принято решение о реализации проекта «Формирования городской среды» во всех городах РФ, в том числе Москве и Московской области. Ключевая цель проекта - обеспечение комплексного развития современной городской инфраструктуры на основе единых подходов. В частности, речь идет об обязательности участия граждан, представителей общественных организаций, в принятии решений по отбору проектов по благоустройству, контролю и мониторинге реализации мероприятий. Срок реализации данного проекта - с ноября 2016 года по февраль 2021 года. В результате муниципальные образования должны будут сформировать и реализовать пятилетние комплексные программы по благоустройству городов и поселений с учётом рекомендаций Минстроя РФ. В частности, на основе принципов, разработанных министерством, субъекты Российской Федерации и муниципалитеты численностью от 1000 человек должны принять новые правила благоустройства, предусматривающие в том числе учёт мнения граждан при формировании таких программ, а также принять механизм поддержки мероприятий по благоустройству, инициированных гражданами, финансовое участие граждан и организаций в их реализации. Не обойдется и без инструментов общественного контроля.
На реализацию этой программы до конца 2018 года Москва выделит почти 50 млрд рублей. Средства на благоустройство парков распределят по трем основным направлениям: районные парки и скверы — 5,2 млрд рублей, крупные парки — 14 млрд рублей, новые объекты («Остров мечты», «Зарядье», «Парк будущего») — 25,6 млрд рублей. Помимо этого запланировано благоустройство 129 парковых и озелененных территорий.
Следующий приоритетный проект связан с поддержкой жилищной строительства - «Ипотека и арендное жильё». Здесь поддержкой является то, что Минстрой РФ выделяет 20 млрд рублей, чтобы построить социальную инфраструктуру в микрорайонах комплексной застройки территории. По этой программе уже приняли участие 32 субъекта РФ в этом году: строятся 80 объектов социальной инфраструктуры в микрорайонах комплексного освоения территорий (КОТах), из них 44 – дошкольные учреждения (детские сады), 26 – школы, 4 совмещённых учреждения (детский сад и школа) и 4 учреждения здравоохранения. По предварительным подсчётам, к концу 2017 года программа поддержки обеспечит дополнительно 6 млн кв. м жилья.
Что касается 2018 года, по программе «Ипотека и арендное жилье» Министром РФ уже предусмотрено введение 88 млн кв метров, из которых 53 млн кв метров - индустриальное жилье. В 2019 году будет ведено 94 млн кв метров, где 59 млн кв метров – жилье индустриальное. И, наконец, в 2020 планируется ввести 100 млн кв метров (индустриального жилья будет построено 65 млн кв метров). У этой программы ключевыми источниками финансирования выступают федеральные средства в размере 20 млрд рублей (из них 8,6 млрд рублей выделяет субъект РФ), а также внебюджетные источники (средства АИЖК, инвесторов, банков, сетевых и ресурсоснабжающих организаций, населения). Средства будут распределены следующим образом: в 2018 году будет выделено 4,420 млрд рублей, в 2019 году - 5,010 млрд рублей и в 2020 году - 2,520 млрд рублей.
Еще одно малозаметное, но важное новшество, произошедшее в 2017 году, – это создание Фонда для поддержки инвестиционных проектов по строительству и реконструкции очистных сооружений. Бюджет проекта составил 257 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета – 114 млрд рублей, средства региональных бюджетов – 44,5 млрд рублей и внебюджетные источники – 98 млрд рублей. Вместе с тем для реализации приоритетного проекта объективно существует потребность в дополнительных средствах федерального бюджета - в 2018 году она оценивается в 980 млн рублей, а в 2019 и 2020 годах – по 11 млрд рублей. Эти суммы приведены с учётом их использования на поддержку деятельности, в том числе фонда по модернизации очистных сооружений. Продолжая «водную тему», отмечу, что с сентября 2017 года все государственные ВУЗы должны быть обеспечены плавательными бассейнами. Те, что не имеют – запроектировать и построить, новые – уже проектировать в комплексе. Заявленное количество бассейнов подложно составлять порядка 500 единиц.
Не отдаляясь от темы очистительных сооружений и, косвенно, экологии, напомню, что в Госудме РФ одобрен законопроект о совершенствовании государственного экологического надзора при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства. Установлен контроль за соблюдением экологических требований вне рамок государственного строительного надзора в случаях строительства и реконструкции объектов, которых ведутся в исключительной экономической зоне Российской Федерации; на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах. Усилена административная ответственность за нарушение установленных экологических требований в соответствии с частью 7 статьи 54 ГК РФ.
В продолжении рассмотрения Градостроительного Кодекса стоит отметить изменения в части 17 статьи 51 ГК РФ «о Повышение доступности энергетической инфраструктуры». В соответствии с пунктом 10 статьи 40 Ф-218 «о Государственной регистрации недвижимости» с 1 января 2017 года предусмотрен упрощённый порядок государственной регистрации прав на созданные здания или сооружения, для строительства которых в соответствии с законодательством не требуется разрешение на строительство. Законопроектом предлагается исключить необходимость получения разрешения на строительство и реконструкцию сетей газораспределения и газопотребления с проектным рабочим давлением до 0,6 МПа (МегаПаскалей) включительно. Это позволит применять упрощённый порядок государственной регистрации сетей газораспределения, которые можно будет создавать без получения разрешения на строительство и при упрощённом порядке оформления земельных участков для такого строительства.
Теперь поговорим об энергоэффективности строительства. Об этом теме сейчас все говорят, но, как оказалось, далее обсуждений вопрос не продвигается. Маленькое лирическое отступление: недавно меня пригласили в Аналитический центр при Правительстве РФ. Минстроем РФ на этом совещании поднимался вопрос об острой необходимости получать от бизнеса оперативную обратную связь о наработках в этой области. Но проблема в том, что именно в этой части строительного комплекса возник пробел.В частности, есть вопрос, связанный с энергосбережением и повышением энергетической эффективности на период до 2020 года. Соответствующая программа ставит своей целью снизить к 2020 году энергоёмкость валового внутреннего продукта на 40% от уровня 2007 года (а это 24,35 млрд. рублей). Несмотря на то, что темпы снижения энергоёмкости в последние годы в России достаточно высокие, на уровне среднемировых (в этом году снижение составило 1,7%), общее снижение не может превысить 13%.
Напомню, сегодняшняя государственная политика в области энергоэффективности и энергосбережения реализуется по четырём направлениям. Первое – формирование системы государственного управления энергосбережением, внедрение системы энергоменеджмента на уровне государства, которая, согласно международному опыту, позволяет дополнительно повысить энергоэффективность до 5%. Важнейшие элементы здесь: отраслевая ответственность, ключевые показатели энергоэффективности. Второе – внедрение технологического и экологического регулирования в вопросах энергосбережения. К этому направлению относится внедрение наилучших доступных технологий, энергоэффективных стандартов строительства, требований к оборудованию. Например, в ТЭК Минэнерго готовит сегодня проекты шести справочников НДТ (наилучшие доступные технологии), и утверждён справочник НДТ по энергоэффективности.Третье – это формирование экономических стимулов для проектов в сфере энергоэффективности и обеспечение их финансирования. Четвёртое направление – популяризация энергосбережения. Постановлением Правительства от 31 марта 2017 г. № 375 бюджетом на эти цели выделено до 2020 года сумма в размере 18 870 092,8 рублей. Кстати, министр энергетики РФ Александр Новак предлагает всем активно включаться в эту работу. В связи с этим в 2018-м году мы планируем создание рабочей группы в нашем Комитете по данному вопросу. На фоне этих событий в рамках Комитета по строительству и ЖКХ, в ближайшее время будет сформирована Рабочая Группа по ведению данных вопросов. Состав Рабочей Группы будет определен чуть позже.
Стоит отметить, что постановление Правительства от 7 марта 2017 года №275 предполагает, что в новом строительстве (для всех типов зданий) и капитальном ремонте (за исключением жилых зданий) должно быть установлено оборудование, позволяющее обеспечивать автоматическое регулирование потребления тепла в системах отопления и вентиляции в зависимости от температуры наружного воздуха с поддержанием заданной температуры горячей воды в системе горячего водоснабжения. Установленные первоочередные требования позволят повысить энергетическую эффективность строящихся, реконструированных и проходящих капитальный ремонт зданий, снизить платежи за коммунальные ресурсы при эксплуатации таких зданий.
Теперь что касается темы долевого строительства, новацией этого года, безусловно, стало создание «Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства». Его задача сформировать компенсационный фонд за счет обязательных отчислений застройщиков, которые привлекают деньги участников долевого строительства. Фонд поможет завершить строительство или возместить дольщикам вложенные средства, если застройщик обанкротился и при этом уплатил обязательные отчисления в компенсационный фонд.
Требования к банкам, в которых будут размещаться деньги компенсационного фонда, тоже предельно ясны: банк должен быть предельно финансово устойчивым, с собственными средствами не менее 25 млрд рублей. Кроме того, банк должен участвовать в системе страхования вкладов физлиц, дать письменное согласие на ежеквартальное предоставление информации о соблюдении установленных требований, а также находиться под прямым или косвенным контролем государства или ЦБ РФ. Выплаты будут производиться, если застройщик признан банкротом по решению суда и после письменного решения общего собрания дольщиков о получении такого возмещения. Если для завершения строительства будет необходимо менее 500 млн рублей, то решение о выделении денег сможет принимать правление фонда, а если необходимая сумма превысит порог в 500 млн рублей - решение будет принимать наблюдательный совет фонда. Правление фонда возьмет на себя контрольную функцию целевого использования выделенных денег.
Также нельзя не упомянуть про подписанное 6 апреля 2017 года Распоряжения Правительства №630-р об утверждении плана реализации «Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года». Планом предусматриваются меры по созданию условий, обеспечивающих развитие отрасли и внутриотраслевой конкуренции, стимулированию спроса на внутреннем рынке, управлению качеством и ассортиментом строительных материалов, развитию экспортного потенциала отрасли, мониторингу реализации Стратегии.
Ну, и совсем вскользь хочу напомнить тем, кто работает с госзаказом: на сегодняшний день действует Постановление от 13 апреля 2017 года №443, которым установлено, что заказчики вносят в реестр Казначейства сведения о заключённых контрактах информацию, обо всех соисполнителях, субподрядчиках из числа субъектов малого предпринимательства, которые заключили договоры с основным поставщиком. То есть генподрядчик обязан информировать о своих субподрядчиках как заказчика, так и свою саморегулируемую организацию (СРО).
Андрей Шелковый
Исполнительный директор Ассоциации «Национальное объединение строительных материалов, изделий и конструкций» (НОПСМ)
Сегодня в отрасли стоит важнейшая задача по внедрению инновационных материалов и изделий, оценки экономической эффективности обоснования инвестиций и технологий информационного моделирования на всех этапах «жизненного цикла» объектов капитального строительства, применение которых даст экономический эффект и увеличит сроки эксплуатации зданий. НОПСМ принимает участие в реализации этой стратегии и плотно сотрудничает с Минпромторгом РФ и Минстроем РФ.
На базе Аналитического центра при Правительстве РФ НОПСМ решено создать рабочую группу, в задачи которой будет входить анализ и мониторинг за реализацией плана Стратегии развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года. В настоящее время мы активно занимаемся ее формированием.
Напомню, в рамках Евразийского экономического союза наша страна является одним из крупнейших потребителей и производителей строительных материалов. Объемы эти значительно превышают те, которыми располагают наши партнеры по ЕАЭС – Белоруссия и Казахстан. При этом если у них есть технические регламенты, которые подразумевают обязательное подтверждение соответствия строительных материалов в виде сертификата или декларирования, то в России на протяжении многих лет эти требования полностью отсутствовали. А значит, приобретая какой-то товар, нельзя быть уверенным, что он соответствует всем заявленным характеристикам, что может сказываться на качестве строительства зданий. Ответственность закреплена лишь договорными отношениями на добровольных условиях.
К слову, согласно исследованиям крупнейших профильных ассоциаций, на сегодняшний день на рынке присутствует большая доля фальсификата и некачественной продукции. В ЕАЭС с 2010 года неоднократно поднимается вопрос о разработке межгосударственного технического регламента для России, однако этот аспект так и не был пока решен. Сегодня, чтобы хоть как-то исправить ситуацию, производители строительных материалов начинают сами вносить поправки к Постановлению Правительства №982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации…», которое предусматривает подтверждение соответствия заявленным характеристикам отдельных видов материалов. В рамках этого процесса в 2018 году будет введена обязательная сертификация по радиаторам отопления, по теплоизоляции, декларирование по сухим строительным смесям. Однако это лишь точечные изменения, которые не позволят полностью устранить проблему.
При создании Постановления №932 изначально предполагалось, что эта мера будет временной, поскольку для эффективной работы должен быть создан единый технический регламент с определенными схемами подтверждения соответствия, путем сертифицирования или декларирования.
НОПСМ в рамках рабочих групп, в ходе заседаний профильных ведомств и участников рынка постоянно озвучивает свои рекомендации по выходу из сложившейся ситуации. В частности, наши специалисты предлагают определить сроки по разработке этого регламента, в случае, если они будут составлять от 2 до 3 лет, потребуется национальный технический регламент, на котором и будет отработан механизм подтверждения соответствия отечественных строительных материалов. Как показывает практика смежных отраслей, введение национального техрегламента может существенно ускорить процесс разработки межгосударственного техрегламента. Подобную ситуацию мы, к примеру, могли наблюдать на рынке химической промышленности, где благодаря этому вопрос о создании межгосударственного регламента решился за считанные месяцы.
Игорь Лукин
Президент Ассоциации СРО «Стройкорпорация»
Я бы хотел сказать о тех изменениях, которые происходят на рынке саморегулирования. Как вы знаете, в июле 2016 года вступил в силу ФЗ-372. Российским правительством был предоставлен срок в один год на приведение в порядок деятельности всех СРО страны. Самое большое внимание уделялось сохранности компфондов, однако по прошествии года мы видим, что многим СРО так и не удалось их сохранить. Порядка 50% действующих сегодня СРО, хоть и уверены, что все еще не банкроты и продолжают заниматься своей деятельностью, насколько это позволяет действующее законодательство, вскоре могут перестать существовать вовсе.
Национальная Ассоциация предпринимателей совместно с Ростехнадзором проводят с ноября проверки СРО, выявляют противоречащие законодательству недостатки, уведомляют об их наличии и дают на исправление три месяца. Далее Ростехнадзор снова проверяет степень устранения нарушений и принимает решение (если требования не выполнены) о лишении статуса СРО.
В ноябре статуса СРО были лишены две организации. Сейчас рассматривается вопрос о лишении этого статуса еще 5 СРО. Вряд ли организации смогут восполнить свои компфонды в этот срок, учитывая, что строители сегодня отказываются платить дополнительные деньги.
Еще об одной тенденции хочется рассказать. Ряд СРО, которые лишились своих лицензий, пытаются оформить отношения с другими СРО, которые продлили свои разрешения. Лившиеся лицензий СРО планируют продолжать свою деятельность под видом так называемых «виртуальных филиалов» действующих СРО. Таким образом все управленцы ликвидированных организаций надеются получить возможность дальнейшей работы и доступа к деньгам членов СРО. Эти вопросы мы в Ассоциации не оставляем в стороне и также намерены поднимать на предстоящем Всероссийском съезде саморегулируемых организаций, который состоится 18 декабря.
Ситуация на строительной рынке, конечно, оставляет желать лучшего. На примере Московской области скажу: в нашем СРО около 400 компаний, 70% из них не имеют заказов, с ними не работают банки, объясняя тем, что не могут участвовать в факторинговых схемах, кредитные ресурсы тоже не хотят выдавать, единственное, что могут - предложить банковские гарантии. Вот если бы они к этим банковским гарантиям еще кредит выдавали в 5% на участие в тендерных торгах - было бы куда лучше. Удивительно, но не у всех представителей строительного сектора есть средства даже на членские взносы или для оформления тендерной документации. В нашем СРО 22% - это представители крупного бизнеса, остальные - малый и средний. У последних не всегда есть деньги, чтобы просто подать заявку на участие в тендере или оплатить банковскую гарантию. На 300 строительных организаций, которые водят в СРО, приходится 9 млн рублей задолженности по членским взносам.
Чтобы как-то начать решать эту проблему, мы создали Ассоциацию «Стройконтракт», куда принимаем небольшие организации. Создали там же отдел, который занимается участием в торгах. Также организовали строительный кооператив, куда входят малые предприятия: наши специалисты не просто помогают малому бизнесу оформлять тендерную документацию, но также мы выдаем авансы до 10 млн рублей на приобретение строительных материалов. Это помогает строительным компаниям начать производство. При этом мы продолжаем строго следить за расходованием средств, пресекаем любые попытки перечисления авансовых средств на заработную плату или в счет погашения старых долгов. Даем такие кредиты только надежным компаниям, не имеющим претензии арбитражных управляющих и налоговых инстанций.
Константин Иванов
Председатель РОО «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищного строительства «Жилстройконтроль»
Проблема долевого строительства еще в конце 2011 года была озвучена Владимиром Путиным на отчете в Госдуме. Тогда, еще будучи председателем российского правительства, Путин заявил, что к 2012 году эта проблема будет решена. Но проблема оказалась куда более серьезная и не решена до сих пор.
Мое мнение, в этой проблеме присутствует три компонента.
Первое - низкий контроль государства за деятельностью застройщиков. Второе - низкий уровень информированности населения об особенностях приобретения жилья в новостройках и связанных с этим рисках. Третье - низкий внутрикоропоративный контроль со стороны самих застройщиков.
Отмечу, что даже при наличии таких организаций, как НОСТРОЙ, Национальный союз строителей, ряда региональных объединений застройщиков, в том числе, Ассоциации застройщиков Московской области, Ассоциации инвесторов Москвы, все вышеперечисленные организации не оказывают на своих членов должного уровня влияния - вот, что я имею в виду, когда говорю про низкий внутрикорпоративный контроль.
Приведу несколько цифр. По данным Гепрокуратуры, в 2011-2012 годах в РФ насчитывалось около 80 тыс обманутых дольщиков, на октябрь 2016 года - 745 проблемных объектов и 38 тыс пострадавших граждан. Обращаю внимание на цифру - 745 проблемных объектов. Дело в том, что сейчас, по данным Минстроя, опубликованным на официальном сайте ведомства в разделе Проблемные объекты долевого строительств, 830 объектов строительства или 1592 многоквартирных дома являются таковыми. Также в Реестре Минстроя - порядка 36 тыс пострадавших дольщиков. На самом же деле их гораздо больше - от 80 до 120 тыс по всей стране.
Напомню, что по 220 объектам региональны власти до сих пор не предоставили дорожные карты по достройке этих проблемных объектов (все они находятся в 72 регионах РФ, то есть практически по всей стране). По данным Минстроя, на сегодняшней день в жилищном строительстве находится 120 млн кв метров, при этом в стране осуществляют свою деятельность более 6,5 тыс застройщиков.
Вот данные по Московской области: в реестре Минстроя 24 объекта признаны проблемными, на самом деле - 96. В МО строится более 2 тыс многоквартирных домов, работает более 500 застройщиков, общее количество участников строительства ДДУ- около 150 тыс.
В октября 2017 года заработал Компфонд. На начальном этапе планировалось, что застройщики будут отдавать 1% стоимости проектного строительства (кто-то называл даже цифру 0,8%). Сегодня установлен общий коэффициент - 1,2%, независимо от региона (что неправильно, потому что одно дело Москва, совсем другое - Камчатка).
Таким образом, компании, которые выходят на свой первый объект и заключают свой первый ДДУ - автоматически попадают под защиту компенсационного фонда. Много дискуссий сегодня проходит на тему того, что застройщик должен иметь не менее 10% стоимости проектного строительства на своем счету в банке - без этого не получит разрешение на строительство. Однако надо понимать, что данные требования подводят черту под малым и средним бизнесом в строительстве.
Еще один немаловажный момент. Только в Московской области задолженность застройщиков по аренде земли составляет более 5 млрд рублей. Ежегодно, по сравнению с прошлым годом, сумма увеличилась более, чем на 2,2 млрд рублей. Это говорит о том, что просрочка по платежам является одним из факторов признания компании недобросовестным застройщиком и поводом для приостановки строительства.
По данным Единого реестра застройщиков, 84% строительных компаний не соответствует требованиям по уставному капиталу. Из 4147 застройщиков, имеющих 1 и более объект, у 639 уставной капитал более 2,5 млн, при этом 3508 застройщиков имеют УК менее 2,5 млн, у 26 застройщиков уставной капитал более 1,5 млрд рублей, что позволяет строить более 500 тыс кв метров. И только 1 застройщик имеет сегодня УК более 1,5 млрд - это «ЛСР-недвижимость. Северо запад», у этой компании есть возможность возводить более 500 тыс кв метров. Ну и самый большой уставной капитал у «Сбербанк Капитал» - 57 млрд рублей. Наиболее крупные строительные объекты сегодня у «А-101», «Urban-Group», Группа ПИК - эти компания входят в список добросовестных. В черном списке - Стройпроект Инвест , Альфгрупп и Регионстройинвест.
В целом же, все, что сегодня мы наблюдаем на рынке долевого строительства, является следствием прошлых лет, когда органы местного самоуправления предоставляли участки всем подряд. Сегодня мы видим плоды этой деятельности. Но остается еще один решенный вопрос - что делать с проблемными дольщиками? Пока вопрос решается следующим образом: новому инвестору, который берет на себя обязательство достроить объект, предоставляются либо компенсационные участки без тендера, либо повышается этажность строящегося жилого дома (комплекса), либо привлекается инвестор-сонатор.
Месяц назад Владимир Путин потребовал от отрасли постепенно уходить от долевого строительства. 14 декабря должна быть утверждена «дорожная карта» по переходу на проектное финансирование жилищного строительства. По оценке президента Путина на переход потребуется 3 года, глава Минстрой говорит о 3-5 годах, эксперты склоняются к 6-8 годам. Одно очевидно уже сейчас - если будет принята «дорожная карта» , ее нужно будет выполнять. Что касается последствий такого перехода, некоторые эксперты считают, что цена на кв метры поднимется в результате на 5-6%, кто-то говорит о минимум 12-15%, есть и такие пессимистично настроенные коллеги, которые говорят о вероятном повышении цен на 20-25%. В данном случае на цену влияет не только цена ипотечного кредита для населения, но и процентная ставка по проектному финансированию. Приведу несколько цифр. В Японии средняя ставка по ипотеке составляет 1,68%, в Швейцарии 1,75%, в Финляндии - 1,85%, в Германии - 1,9%, в Люксембурге - 2,0%. У нас же минимальная ставка Сбербанка составляет 7,4%.
Зарубежный опыт проектного финансирования строительства сводится к следующему: гражданин вкладывает не менее 20% от стоимости квартиры, кладет эти деньги на депозит в банке, далее осуществляется строительство и он покупает квартиру уже не на стадии котлована, а в готовом доме. Покупает он ее за счет своего депозита, который уже дал некоторый прирост и остальное - за счет ипотечного кредита.
Для решения озвученных проблем с «долевкой» нужно подключать органы общественного контроля и более внимательно следить самим членам обществ и строительных объединений, ну и, конечно, органам госвласти. Последние наделены всеми необходимыми компетенциями, чтобы осуществлять контроль за ситуацией на местах и поддерживать порядок. Однако этого очень часто не происходит. В Московской области создана Ассоциация застройщиков МО, однако из более, чем 500 застройщиков, в эту организацию входят только 20, а членские взносы вносят порядка 10.