О законах, изменивших строительную отрасль в 2017 году, - слово экспертам
Тема недели
preview

Декабрь - время подводить итоги. На этот раз STROY.EXPERT предоставил слово экспертам отрасли, которые рассказали о самых главных законодательных новеллах, регламентах, нормативах, запущенных проектах и инициативах представителей стройкомплекса РФ в уходящем году, которые если еще не отразились на развитии отрасли, то отразятся в ближайшем будущем.


Игорь Лукин, президент СРО «Стройкорпорация», рассказал об итогах проведения реформы СРО и работе по формированию Нацреестра специалистов строительной отрасли.

Антон Скирда, заместитель председателя Комитета по строительству и ЖКХ МОО МАП, поднял тему созданного Фонда для поддержки инвестиционных проектов по строительству и реконструкции очистных сооружени, а также упомянул о важном проекте, отвечающем за экологию в строительстве.

Андрей Шелковый, исполнительный директор Ассоциации «Национальное объединение производителей строительных материалов, изделий и конструкций» (НОПСМ), подчеркнул необходимость утверждения регламента производства строительных материалов (сегодня строительные и отделочные материалы отсутствуют в едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации, который утвержден Правительством РФ в постановлении №982).

Константин Иванов, председатель РОО «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищного строительства «Жилстройконтроль», рассказал о состоянии рынка жилищного строительства в свете последних изменений законодательства в целом, напомнил о последствиях отмены долевого строительства, а также привел зарубежный опыт кредитования рынка строящегося жилья, который можно было бы перенять в России в рамках перехода на механизм проектного финансирования.


Антон Скирда
Заместитель Председателя Комитета по строительству и ЖКХ МОО МАП

Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам принято решение о реализации проекта «Формирования городской среды» во всех городах РФ, в том числе Москве и Московской области. Ключевая цель проекта - обеспечение комплексного развития современной городской инфраструктуры на основе единых подходов. В частности, речь идет об обязательности участия граждан, представителей общественных организаций, в принятии решений по отбору проектов по благоустройству, контролю и мониторинге реализации мероприятий. Срок реализации данного проекта - с ноября 2016 года по февраль 2021 года. В результате муниципальные образования должны будут сформировать и реализовать пятилетние комплексные программы по благоустройству городов и поселений с учётом рекомендаций Минстроя РФ. В частности, на основе принципов, разработанных министерством, субъекты Российской Федерации и муниципалитеты численностью от 1000 человек должны принять новые правила благоустройства, предусматривающие в том числе учёт мнения граждан при формировании таких программ, а также принять механизм поддержки мероприятий по благоустройству, инициированных гражданами, финансовое участие граждан и организаций в их реализации. Не обойдется и без инструментов общественного контроля.

На реализацию этой программы до конца 2018 года Москва выделит почти 50 млрд рублей. Средства на благоустройство парков распределят по трем основным направлениям: районные парки и скверы — 5,2 млрд рублей, крупные парки — 14 млрд рублей, новые объекты («Остров мечты», «Зарядье», «Парк будущего») — 25,6 млрд рублей. Помимо этого запланировано благоустройство 129 парковых и озелененных территорий.

Следующий приоритетный проект связан с поддержкой жилищной строительства - «Ипотека и арендное жильё». Здесь поддержкой является то, что Минстрой РФ выделяет 20 млрд рублей, чтобы построить социальную инфраструктуру в микрорайонах комплексной застройки территории. По этой программе уже приняли участие 32 субъекта РФ в этом году: строятся 80 объектов социальной инфраструктуры в микрорайонах комплексного освоения территорий (КОТах), из них 44 – дошкольные учреждения (детские сады), 26 – школы, 4 совмещённых учреждения (детский сад и школа) и 4 учреждения здравоохранения. По предварительным подсчётам, к концу 2017 года программа поддержки обеспечит дополнительно 6 млн кв. м жилья.

Что касается 2018 года, по программе «Ипотека и арендное жилье» Министром РФ уже предусмотрено введение 88 млн кв метров, из которых 53 млн кв метров - индустриальное жилье. В 2019 году будет ведено 94 млн кв метров, где 59 млн кв метров – жилье индустриальное. И, наконец, в 2020 планируется ввести 100 млн кв метров (индустриального жилья будет построено 65 млн кв метров). У этой программы ключевыми источниками финансирования выступают федеральные средства в размере 20 млрд рублей (из них 8,6 млрд рублей выделяет субъект РФ), а также внебюджетные источники (средства АИЖК, инвесторов, банков, сетевых и ресурсоснабжающих организаций, населения). Средства будут распределены следующим образом: в 2018 году будет выделено 4,420 млрд рублей, в 2019 году - 5,010 млрд рублей и в 2020 году - 2,520 млрд рублей.

Еще одно малозаметное, но важное новшество, произошедшее в 2017 году, – это создание Фонда для поддержки инвестиционных проектов по строительству и реконструкции очистных сооружений. Бюджет проекта составил 257 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета – 114 млрд рублей, средства региональных бюджетов – 44,5 млрд рублей и внебюджетные источники – 98 млрд рублей. Вместе с тем для реализации приоритетного проекта объективно существует потребность в дополнительных средствах федерального бюджета - в 2018 году она оценивается в 980 млн рублей, а в 2019 и 2020 годах – по 11 млрд рублей. Эти суммы приведены с учётом их использования на поддержку деятельности, в том числе фонда по модернизации очистных сооружений. 
 Продолжая «водную тему», отмечу, что с сентября 2017 года все государственные ВУЗы должны быть обеспечены плавательными бассейнами. Те, что не имеют – запроектировать и построить, новые – уже проектировать в комплексе. Заявленное количество бассейнов подложно составлять порядка 500 единиц.

Не отдаляясь от темы очистительных сооружений и, косвенно, экологии, напомню, что в Госудме РФ одобрен законопроект о совершенствовании государственного экологического надзора при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства. Установлен контроль за соблюдением экологических требований вне рамок государственного строительного надзора в случаях строительства и реконструкции объектов, которых ведутся в исключительной экономической зоне Российской Федерации; на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах. Усилена административная ответственность за нарушение установленных экологических требований в соответствии с частью 7 статьи 54 ГК РФ.

В продолжении рассмотрения Градостроительного Кодекса стоит отметить изменения в части 17 статьи 51 ГК РФ «о Повышение доступности энергетической инфраструктуры». В соответствии с пунктом 10 статьи 40 Ф-218 «о Государственной регистрации недвижимости» с 1 января 2017 года предусмотрен упрощённый порядок государственной регистрации прав на созданные здания или сооружения, для строительства которых в соответствии с законодательством не требуется разрешение на строительство. Законопроектом предлагается исключить необходимость получения разрешения на строительство и реконструкцию сетей газораспределения и газопотребления с проектным рабочим давлением до 0,6 МПа (МегаПаскалей) включительно. Это позволит применять упрощённый порядок государственной регистрации сетей газораспределения, которые можно будет создавать без получения разрешения на строительство и при упрощённом порядке оформления земельных участков для такого строительства.


Теперь поговорим об энергоэффективности строительства. Об этом теме сейчас все говорят, но, как оказалось, далее обсуждений вопрос не продвигается. Маленькое лирическое отступление: недавно меня пригласили в Аналитический центр при Правительстве РФ. Минстроем РФ на этом совещании поднимался вопрос об острой необходимости получать от бизнеса оперативную обратную связь о наработках в этой области. Но проблема в том, что именно в этой части строительного комплекса возник пробел.В частности, есть вопрос, связанный с энергосбережением и повышением энергетической эффективности на период до 2020 года. Соответствующая программа ставит своей целью снизить к 2020 году энергоёмкость валового внутреннего продукта на 40% от уровня 2007 года (а это 24,35 млрд. рублей). Несмотря на то, что темпы снижения энергоёмкости в последние годы в России достаточно высокие, на уровне среднемировых (в этом году снижение составило 1,7%), общее снижение не может превысить 13%. 


Напомню, сегодняшняя государственная политика в области энергоэффективности и энергосбережения реализуется по четырём направлениям. Первое – формирование системы государственного управления энергосбережением, внедрение системы энергоменеджмента на уровне государства, которая, согласно международному опыту, позволяет дополнительно повысить энергоэффективность до 5%. Важнейшие элементы здесь: отраслевая ответственность, ключевые показатели энергоэффективности.
 Второе – внедрение технологического и экологического регулирования в вопросах энергосбережения. К этому направлению относится внедрение наилучших доступных технологий, энергоэффективных стандартов строительства, требований к оборудованию. Например, в ТЭК Минэнерго готовит сегодня проекты шести справочников НДТ (наилучшие доступные технологии), и утверждён справочник НДТ по энергоэффективности.Третье – это формирование экономических стимулов для проектов в сфере энергоэффективности и обеспечение их финансирования. Четвёртое направление – популяризация энергосбережения. Постановлением Правительства от 31 марта 2017 г. № 375 бюджетом на эти цели выделено до 2020 года сумма в размере 18 870 092,8 рублей. Кстати, министр энергетики РФ Александр Новак предлагает всем активно включаться в эту работу. В связи с этим в 2018-м году мы планируем создание рабочей группы в нашем Комитете по данному вопросу. 

На фоне этих событий в рамках Комитета по строительству и ЖКХ, в ближайшее время будет сформирована Рабочая Группа по ведению данных вопросов. Состав Рабочей Группы будет определен чуть позже.


Стоит отметить, что постановление Правительства от 7 марта 2017 года №275 предполагает, что в новом строительстве (для всех типов зданий) и капитальном ремонте (за исключением жилых зданий) должно быть установлено оборудование, позволяющее обеспечивать автоматическое регулирование потребления тепла в системах отопления и вентиляции в зависимости от температуры наружного воздуха с поддержанием заданной температуры горячей воды в системе горячего водоснабжения. Установленные первоочередные требования позволят повысить энергетическую эффективность строящихся, реконструированных и проходящих капитальный ремонт зданий, снизить платежи за коммунальные ресурсы при эксплуатации таких зданий.

Теперь что касается темы долевого строительства, новацией этого года, безусловно, стало создание «Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства». Его задача сформировать компенсационный фонд за счет обязательных отчислений застройщиков, которые привлекают деньги участников долевого строительства. Фонд поможет завершить строительство или возместить дольщикам вложенные средства, если застройщик обанкротился и при этом уплатил обязательные отчисления в компенсационный фонд.

Требования к банкам, в которых будут размещаться деньги компенсационного фонда, тоже предельно ясны: банк должен быть предельно финансово устойчивым, с собственными средствами не менее 25 млрд рублей. Кроме того, банк должен участвовать в системе страхования вкладов физлиц, дать письменное согласие на ежеквартальное предоставление информации о соблюдении установленных требований, а также находиться под прямым или косвенным контролем государства или ЦБ РФ. Выплаты будут производиться, если застройщик признан банкротом по решению суда и после письменного решения общего собрания дольщиков о получении такого возмещения. Если для завершения строительства будет необходимо менее 500 млн рублей, то решение о выделении денег сможет принимать правление фонда, а если необходимая сумма превысит порог в 500 млн рублей - решение будет принимать наблюдательный совет фонда. Правление фонда возьмет на себя контрольную функцию целевого использования выделенных денег.

Также нельзя не упомянуть про подписанное 6 апреля 2017 года Распоряжения Правительства №630-р об утверждении плана реализации «Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года». Планом предусматриваются меры по созданию условий, обеспечивающих развитие отрасли и внутриотраслевой конкуренции, стимулированию спроса на внутреннем рынке, управлению качеством и ассортиментом строительных материалов, развитию экспортного потенциала отрасли, мониторингу реализации Стратегии.


Ну, и совсем вскользь хочу напомнить тем, кто работает с госзаказом: на сегодняшний день действует Постановление от 13 апреля 2017 года №443, которым установлено, что заказчики вносят в реестр Казначейства сведения о заключённых контрактах информацию, обо всех соисполнителях, субподрядчиках из числа субъектов малого предпринимательства, которые заключили договоры с основным поставщиком. То есть генподрядчик обязан информировать о своих субподрядчиках как заказчика, так и свою саморегулируемую организацию (СРО).

Прошедшие темы
«Болезни роста» российских ГЧП-проектов: итоги и перспективы 25 декабря - 31 декабря, 2017
О законах, изменивших строительную отрасль в 2017 году, - слово экспертам 11 декабря - 17 декабря, 2017
Чтоб не рухнуло: о новых технологиях укрепления грунтов и основания зданий 20 ноября - 26 ноября, 2017
ФЗ-218: от «долевки» к банковскому финансированию 06 ноября - 12 ноября, 2017
Строительство в Крыму: от Керченского моста к квадратному метру в Севастополе 30 октября - 05 ноября, 2017
От 150 и выше: пожарная безопасность на высоте 23 октября - 29 октября, 2017
Дороги в России: безопасные, долговечные, качественные, твои… 16 октября - 22 октября, 2017
Своды правил на высоте: что даст толчок высотному строительству? 09 октября - 15 октября, 2017
Как не превратить типовую застройку в жилые гетто? 02 октября - 08 октября, 2017
Кто заплатит за безопасный лифт? 25 сентября - 01 октября, 2017
СРО по осени считают: что ждет отрасль после 1 октября? 18 сентября - 24 сентября, 2017
Smart house: автоматизируй это, или Новая матрица домашней реальности 11 сентября - 17 сентября, 2017
Проблемы повышения энергоэффективности котельного оборудования 04 сентября - 10 сентября, 2017
Концессионный удар: решит ли ГЧП проблему с износом ЖКХ 28 августа - 03 сентября, 2017
Ипотека-2017: ставки вниз 21 августа - 27 августа, 2017
Стройиндустрия 4.0: о перспективах нетипичных технологий 14 августа - 20 августа, 2017
Компфондом единым: о последствиях для застройщиков, банков, потребителей 07 августа - 13 августа, 2017
Силикатные изделия – материалы будущего? 31 июля - 06 августа, 2017
Финансирование строительной отрасли: источники, проблемы, перспективы 24 июля - 30 июля, 2017
Металлургия и строительство: нетрадиционные решения 17 июля - 23 июля, 2017
Stroy.Expert
63,12 73,90