Благодаря легкости, прочности, долговечности, нетоксичности, способности принимать любые формы и эстетическому виду этот металл стал наиболее популярным и востребованным среди проектировщиков и архитекторов. Конечно же, речь об алюминии. До 25% всего производимого в мире алюминия идет на нужды строительства. В России рынок алюминия составляет порядка 1,5 млн тонн в год. Однако у игроков рынка есть все шансы довести этот показатель до 2 млн тонн уже к 2020 году. Впрочем, для этого потребуется изменить и расширить имеющуюся нормативно-техническую базу, которая не обновлялась последние 20 лет. О проблемах и перспективах применения алюминия в строительстве портал STROY.EXPERT поговорил с экспертами отрасли.
Как производят?
Прежде чем превратиться в ту или иную алюминиевую конструкцию, которая впоследствии будет использована в строительстве зданий и сооружений, алюминий отливают в виде слитков цилиндрической (или плоской) формы. Далее его снова нагревают и экструдируют, то есть «выдавливают» через специальную матрицу с отверстиями определенных размеров и сечений. В результате получаются листы, плитки, ленты и другие виды изделий, которые позволяют при строительстве объектов создавать самые причудливые архитектурные формы.
Чем хорош?
Алюминий долговечен и морозоустойчив. Производители и эксперты рынка говорят, что алюминиевые конструкции способны простоять без смены и какого-либо ремонта до 100 лет, при этом, выдерживают температурный режим от -80 °C до +300 °C, не теряя своих характеристик. Более того, при низких температурах металл становится еще более прочным.
Алюминий легок и прочен. Если сравнивать со сталью, алюминий в два раза легче (а жесткость у них примерно одинаковая), что дает дополнительное преимущество при установке алюминиевых конструкций и строительстве высотных зданий. Кроме этого, он высокоэкологичен, пластичен и эстетичен.
Так ли дорог «крылатый металл»?
Принято считать, что алюминий – металл дорогостоящий, удорожающий стоимость строительства. Однако игроки рынка утверждают обратное. Аргумент производителей простой: «обычно при сравнении начинается подмена понятий: сравнивают тонну стали и алюминия, не принимая во внимание затраты на разработку, изготовление и дальнейшую эксплуатацию».
В чем проблема применения?
Единственная проблема, которая ограничивает применения алюминия в строительстве, – отсутствие нормативно-правовой базы. Многие ГОСТЫ и СНиПы действуют уже более 20 лет. В результате ситуация такова, что строители могут применять этот металл только после разработки и утверждения специальных технических условий (СТУ) на этапе проектирования.
На сегодняшний день Алюминиевая ассоциация совместно с членами организации–производителями алюминия и алюминиевых конструкций, разрабатывают Своды правил, нормативно-правовую и техническую документацию, которая позволит применять алюминий более широко.
Где применяется?
Сегодня алюминий в основном используется в коммерческом строительстве, например, для сооружения торгово-резвлекательных центров и офисных зданий, а также в спортивном строительстве. Хорошие перспективы у металла и в плане применения в обычных жилых зданиях. Кроме этого, алюминий активно используют в качестве основного материала для машино- и автомобилестроения, в электроэнергетике, производстве потребительских товаров.
Помимо уникальных, высотных зданий, спортивных сооружений, где алюминий незаменим, развивается сегмент производства оконных и входных блоков из этого металла, постепенно тесня производителей конструкций из ПВХ, дерева и других видов изделий.
В настоящий момент идет доработка ГОСТа «Фасадные системы навесные вентилируемые. Общие технические требования к материалам подконструкций». кроме этого, Алюминиевая ассоциация и «РУСАЛ» разрабатывают Свод правил, который позволит расширить применение металла в мостостроении. Один из пилотных проектов алюминиевого мостостроения уже реализован в Нижегородской области. Есть заявки по строительству новых и реконструкции старых мостов на Дальнем Востоке. Однако в данный момент этот опыт трудно назвать массовым, так как объекты возводятся по специальным техническим условиям, а не типовым нормативам. И это несмотря на то, что в сравнении со стальными и железобетонными конструкциями, алюминиевые мосты в два раза легче, не требуют регулярных ремонтов и антикоррозийного покрытия.
Самые известные алюминиевые строения в России
Алюминий использовался при строительстве инновационного центра «Сколково», стадиона в Санкт-Петербурге, олимпийских объектов в Сочи (ледовый комплекс «Большой», биатлонный стадион «Лаура» и центр санного спорта «Санки»), Иннополиса в Казани, объектов «Москва Сити», небоскреба «Лахта центр» в Петербурге и т.д.
Валентин Трищенко
Председатель Алюминиевой Ассоциации
Так ли дорого применение алюминия в строительстве, как принято считать?
Это заблуждение. Дело в том, что если бы алюминий был очень дорогим, то он вообще не использовался бы строителями. Ситуация же прямо противоположная: алюминий, главным образом, в виде светопрозрачных конструкций довольно широко применяется в строительстве. Правда, в России потребление алюминия в строительном комплексе значительно меньше, чем, скажем, в Европе или США, но Алюминиевая Ассоциация прикладывает все усилия, чтобы спрос на него увеличивался. Например, при ее непосредственном участии было разработано «теплое» алюминиевое окно для массовой жилищной застройки и к нему есть большой интерес со стороны ряда девелоперских компаний.
Могли бы Вы сказать, какова доля алюминия в общем объеме применения стройматериалов сегодня? Будет ли увеличиваться этот показатель?
Давайте не будем забывать, что объемы производства разных стройматериалов сугубо различны и у каждого из них еще есть свое назначение. Другое дело, динамика использования алюминия в строительстве. Если взять конец 1980-х годов, то в СССР степень применения алюминия в строительном комплексе была крайне невелика, хотя уже существовало несколько заводов по выпуску алюминиевых профилей. Сегодня же их в России более 30, а ряд из них расширяют свои производства. По сравнению с 80-ми годами спрос на алюминий в строительстве возрос в сотни раз.
Что необходимо предпринять, чтобы этот материал стали применять массово в строительстве сооружений общественного назначения и жилой застройке? И нужно ли это вообще?
Необходимо, во-первых, популяризировать сплавы на основе крылатого металла, их свойства и области применение, как можно активнее. Во-вторых, развивать компетенции по расчету и проектированию алюминиевых строительных конструкций, актуализировать нормативно-правовую базу. В-третьих, нужно развивать выпуск новых видов алюминиевой продукции.
Расскажите о новых сферах применения алюминия. Какие возможности открываются перед строителями при его использовании?
По нашему мнению, у алюминия огромные перспективы в строительстве мостов, как не удивительно это звучит. В нашей стране есть только один алюминиевый мост – Коломенский в Санкт-Петербурге, построенный еще в конце 1960-х гг. И все!
Между тем, алюминиевые мосты – вполне обыденное явление в Германии и Франции, Великобритании, США и Китае. Подобное положение дел обусловлено рядом факторов: алюминиевые мосты более долговечные чем стальные, железобетонные и деревянные, им не требуется ежегодный ремонт и обслуживание, они быстро монтируются. Подобные мосты можно ставить где угодно, начиная от местностей с пересеченным рельефом и заканчивая древнерусскими городами. Большая перспектива в реконструкции старых мостов, когда на старые опорные части можно установить новое пролетное строение меньшим весом.
Ключевая проблема, которая ограничивает применение алюминия, – устаревшая нормативно-правовая база. Многие ГОСТы и СНИПы действуют еще с 60-х годов. Расскажите об этом.
Многие ГОСТы и СНИПы в нашей стране действуют десятилетиями по банальной причине: они попросту не обновлялись, хотя давным давно устарели и не соответствуют требованиям современного строительства. В течение почти четверти века прошедших с момента распада СССР новые стандарты толком не разрабатывались и только с созданием Алюминиевой Ассоциации работа над их актуализацией стала разворачиваться в полном масштабе. От органов же государственной власти мы ждем любых инициатив, которые могут пойти на пользу нашей алюминиевой промышленности.
Ольга Огородникова
Руководитель группы проектов по развитию потребления в строительстве «РУСАЛ»
Сегодня компания «РУСАЛ» совместно с Алюминиевой ассоциацией и Московским государственным строительным университетом (МГСУ) разрабатывают Свод правил по строительству мостов из алюминиевых сплавов. В результате планируем получить документ, который будет носить название «Свод правил применения и проектирования алюминиевых сплавов в пролетных строениях». Основная часть работы здесь заключается в проведении натурных испытаний тех сплавов, которые будут записаны в разрабатываемом Своде правил. После этого появится возможность применения алюминия при расчете пролетных конструкций. Однако для этого нам потребуется провести полный цикл испытаний на все три сплава, которые будут записаны для применения в проектировании.
В Европе, да и во всем мире, уже сложилась история мостостроения на основе алюминиевых сплавов. Первый алюминиевый мост был построен в Америке в 1936 году, перенес капремонт в 1980-х и до сих пор успешно эксплуатируется. Реконструировался он только в части опорных конструкций - железобетон за полвека разрушился. Эта история, наверное, главное доказательства того, что у алюминиевого мостостроения есть право на жизнь. Преодоление всех преград, которые стоят на пути у разработки нормативно-технической документации, более чем реально. Мы совместно с Алюминиевой ассоциацией выведем этот Свод правил и начнем его применять.
В части применения этого металла на пешеходных мостах ограничений нет. Мы не одно технико-экономическое основание и сравнение типовых решений по мостам провели. В результате была доказана эффективность относительно стальных конструкций. У алюминия наиболее выигрышная позиция с точки зрения эксплуатационных затрат, а также того, сколько металла использовано, его долговечности, веса и эстетики. Самым эффективным является применение алюминия в пролетном строении – когда безопорный пролет составляет от 30 до 90 метров.
Что касается автомобильных мостов – это будет второй этап нашей работы. Здесь нам еще предстоит подключить Росавтодор. Если «пешеходники» делаются с пролетами безопорных конструкций до 90 м, то на автомобильных мостах такие пролеты должны быть более частыми (до 25 м). Вне всяких сомнений, алюминий можно применять и здесь, эффективность включается в части ортотропной плиты (настил, который обеспечивает поверхностную эксплуатацию моста).
Как только у нас начинают ремонтировать мост, обычно закрывают половину полосы. Год-полтора мост ремонтируют, верхнее железобетонное покрытие с асфальтом снимают, опорные части восстанавливают, а уже после этого возвращают настил обратно. Все это время жители стоят в пробках, пытаясь объехать ремонтные работы. При этом, замена железобетонной плиты на ортотропную алюминиевую плиту увеличивает, во-первых, стойкость этого покрытия (минимум 25 лет). Во-вторых, вес алюминия в 10 раз легче по сравнению с железобетоном. Представим мост, который эксплуатировался 30 лет, и по регламенту требует аудита опорных частей. При снятии алюминиевого настила, который в 10 раз легче железобетонного, можно провести ревизию и не менять или не усиливать опорные части, а продолжить эксплуатацию моста с тем же трафиком, с теми же нагрузками, но с использованием алюминиевой ортотропной плиты, которая может простоять еще 50 лет. В мире это уже давно и повсеместно применяется.
Мы не говорим о применении алюминия везде, а только лишь об использовании в конструкциях, где он действительно необходим по требованиям долговечности, снижения эксплуатационных затрат. К сожалению, у нас никто не считает эти затраты. Перекрыли половину моста на целый год, не подумав о том, как увеличилось количество выбросов CO2 от машин в воздухе, сколько людей потеряли времени в пробках, вместо того, чтобы провести его более эффективно. Мы предлагаем решать проблемы комплексно, думать не только про стоимость самого металла при строительстве того или иного объекта, но и закладывать расходы на эксплуатацию, выполнение ремонтных работ. Кроме этого, даже с точки зрения подъёмных механизмов, которые необходимы для возведения моста, алюминий снова выигрывает у стальных конструкций из-за своего веса. Поднять алюминиевую конструкцию гораздо легче.
Сейчас в Нижнем Новгороде заканчивается строительства пешеходного моста из алюминия. Металлоемкость конструкции всего 64 тонны. В смете на производство работ по установке заложено полтора месяца, или 45 дней, на монтаж пролетного строения. У нас сейчас пролетное строение монтируется всего за один день: перекрывается трасса «М-7», четыре дня строители собирают эту конструкцию и одним поднятием крана устанавливают. То есть на 4 часа перекрыл дорогу – вот и весь монтаж. Фактически это даже ночью можно сделать, когда трафик минимальный.
Но нам всем продолжают доказывать, что применения алюминия в строительство – дорого. Обычно при сравнении начинается подмена понятий: сравнивают тонну стали и алюминия, не принимая во внимание затраты на разработку, изготовление и дальнейшую эксплуатацию. Например, в технических условиях на эксплуатацию стальных пролетных строений ясно сказано, что каждый 10 лет вы обязаны проводить их реконсервацию. То есть снять старое покрытие, буквально счистить до нуля всю поверхность, обработать какой-то химией, покрасить – и опять на 10 лет, до следующего ремонта. При такой обработке весь мусор летит на землю и в воду, превращаясь в мелкую пыль и ржавчину. Бюджет на утилизацию этих отходов тоже никто не считает.
Алюминиевый же мост не требует покраски. Он обрабатывается пескоструем, далее - идет покрытие оксидной пленкой. Не нужно тратиться на покрытие, консервацию и реконсервацию. Самый примитивный расчет показывает, что даже если при начальной стадии весь проект строительства моста с применением алюминия стоит на 15-20% дороже, чем из стали, с точки зрения эксплуатационных затрат уже на этапе проведения второго ремонта весь проект выходит в ноль, а остальная эксплуатация – только в плюс. В конечном итоге 15%-ая разница в цене при начальных затратах на строительство дают 30%-ый выигрыш при десятилетнем сроке эксплуатации.
Сегодня Минстрой РФ поставил задачу просчитывать проекты на всем жизненном цикле, включая утилизацию объекта. Это как раз укладывается в концепцию применения алюминия в качестве наиболее долговечного материала для мостостроения. Статистика показывает, что первичная стоимость расхода материала на строительство в общей стоимости затрат на эксплуатацию составляет 15%, если используется дорогостоящая технология – до 20%. При этом затраты на эксплуатацию составляют 50% - то есть в 2 раза больше. Но у нас, к сожалению, на этом этапе происходит разрыв: одни строят и быстро продают, а другие эксплуатируют. В результате первые получают прибыль за то, что они хорошо и дешево построили, другие получают убыток, потому что неэффективно эксплуатируют. На самом деле, если бы эта цепочка ответственности была бы от начала до конца, на всех этапах проектирования, строительства и эксплуатации, стала очевидней выгода в рамках всего жизненного цикла объекта.
Дмитрий Рачков
Директор по развитию АО «ТАТПРОФ»
В строительстве каких спортивных сооружений принимала участие Ваша компания в качестве производителя алюминия?
Если говорить про большие спортивные объекты, то начать хотелось бы с Универсиады, которая проходила в Казани в 2013 году. Там на значительной части сооружений были установлены наши конструкции. В частности, самый крупный из них - стадион «Казань Арена», знаменитый своим медиафасадом - самым большим в Европе. На нём смонтирован фасад системы ТАТПРОФ, а также установлена система солнцезащитных ламелей, опоясывающих весь объект по периметру. Кроме того, говоря про спортивные объекты, нельзя не вспомнить про Олимпиаду в Сочи с множеством её уникальных объектов, также созданных с использованием алюминия. Сегодня мы участвуем в проектах строительства некоторых стадионов к Чемпионату Мира 2018.
Это все делалось под заказ? Типовых решений в этих случаях не бывает?
Когда мы говорим про спортивные объекты – это в основном уникальные новые серии, разрабатываемые специально по заказу для конкретного объекта, либо спецрешения, позволяющие адаптировать стандартные под специфические требования заказчика. Спортивные объекты отличаются уникальностью и неповторимостью. Все нюансы прописываются в техническом задании. Наша компания на рынке уже 27-ой год, 25 лет из них существует собственная одноименная профильная система – «Татпроф». Этот бренд на рынке алюминиевой продукции хорошо известен, мы себя зарекомендовали как компания, которая может реализовать любые сложные с инженерной точки зрения проекты. Что касается применения алюминия в строительстве олимпийских объектов, надо отметить, что наша продукция использовалась при строительстве самых крупных и интересных из них. В частности, Большой ледовый дворец, биатлонный комплекс «Лаура», санно-бобслейная трасса «Санки» – одно из наших самых сложных с инженерной точки зрения строений. К Олимпиаде-2014 было построено много отелей и различной инфраструктуры – тоже с применением нашей системы. Но в отличие от уникальных спортивных объектов, фасады, окна и двери на этих объектах – это уже типовые решения.
Кого вы считаете своими конкурентами?
Про конкурентов можно говорить применительно к конкретному рынку и конкретному продукту. Мы производим алюминиевый профиль и для строительной отрасли, и для энергетического сектора, и для автопрома, и продукты общего назначения. Всего групп продуктов более 50. По каждому из них свои конкуренты.
На экструзионном рынке России уже довольно долгое время выделяются 5-6 крупных предприятий, которые суммарно производят большую часть объёмов алюминиевого профиля. Но в последние годы появляются новые компании, которые пытаются изготавливать алюминиевый профиль для разных рынков, в том числе и для строительства. Общее число экструзионных предприятий на сегодняшний день – порядка тридцати. «Татпроф», кстати, самое крупное на рынке экструзии алюминиевого профиля в России.
Есть ли какие-то ограничения применения алюминия в больших спортивных объектах?
Использование алюминиевого профиля зачастую дает дополнительные возможности для творчества и реализации самых необычных задумок архитекторов и проектировщиков по сравнению с использованием традиционных материалов.
Ограничения применения алюминия как конструкционного материала связаны только с его характеристиками. Например, наряду с очевидным преимуществом – меньшим весом алюминия – при необходимости изготовления конструкции больших пролетов, существует и своя особенность – сечение алюминиевого профиля должно быть более объемным, чем из стали. Кроме того, есть ряд ограничений, связанных с производственными возможностями отечественных предприятий. Например, изготовить профиль из алюминиевого сплава сечением в полметра можно сегодня только за границей, а профиль с покрытием в автоматической линии может быть не более 7,5 метров длиной. Профиль с полимерно-порошковым покрытием длиной 10 метров может быть окрашен либо вручную (качество окрашенного вручную профиля значительно ниже автоматической покраски), либо изготовлен из составных элементов.
Наши инженеры даже в условиях наличия объективных ограничений могут предложить решение для реализации практически любой сложной задачи.
Почему возникают ситуации в проектировании и строительстве объектов, когда очевиднее применение алюминиевых конструкций, но все равно предпочитают сталь?
Применение традиционных материалов для проектировщика зачастую более привычно и понятно. Для многих привычнее проектировать, строить, эксплуатировать, например, стальные конструкции. Алюминий же, пока не в полной мере входит в понятие традиционного материала в строительстве. Это связано еще и с тем, что для применения алюминия в строительстве подготовлена далеко не вся нормативная база. В частности, на сегодняшний день нет в полной мере технических норм, которые бы позволяли проектировщикам применять алюминий как материал для будущих конструкций.
Сложности возникают, когда проектировщики закладывают несущие элементы из алюминия, потому что нет единого подхода к выполнению расчётов таких конструкций. По сути такой проект является уникальным, требует отдельного обоснования, разработки специальных технических условий и согласования. Так у нас и получается, что проектировщик или архитектор-проектировщик создает проект с применением алюминия, а потом долго и упорно доказывает, что он все спроектировал правильно, что это лучшим образом отразится на всем проекте, или что материал соответствует самым высоким современным требованиям.
Когда будет закончена работа над созданием единой нормативно-технической базы для применения алюминия в строительстве? Что для этого нужно?
Основные участники рынка в рамках работы «Алюминиевой ассоциации» и «Русал» совместными усилиями пытаются доказать важность применения этого материал на примере мостостроения. «Русал» участвует в пилотном проекте строительства пешеходного моста в Нижегородской области. После того, как проект будет реализован, преимущества применения алюминия станут более наглядны и очевидны. Так, уже сейчас можно констатировать, что стоимость монтажа алюминиевых конструкций значительно ниже, так как для установки пролетного строения не требуется надолго перекрывать движение, и нет необходимости в применении дорогостоящей строительной техники. Технология работы с алюминием позволяет установить пролетное строение в течение 4-5 часов. Гораздо меньше затрат уходит на эксплуатацию алюминиевых сооружений по сравнению со стальными, если рассматривать весь период эксплуатации конструкции.
К сожалению, сегодня проектировщику довольно сложно обосновать, почему именно этот материал должен быть применен в его проекте. Появляется целый ряд дополнительных препятствий, преодолевать которые не всегда есть желание и время. А когда появятся общие утвержденные методики и нормативные документы, весь этот процесс станет проходить легче и значительно быстрее.
Почему так происходит? Мне кажется, это в большей степени связано с консерватизмом отечественной строительной отрасли. Возьмем любой новый строительный материал, первое время к нему всегда относятся с опаской, предпочитая новому то, что уже много лет применяется и хорошо известно. Впрочем, процесс разработки новой нормативно-технологической документации идет. Думаю, в перспективе пяти лет уже будут видимые сдвиги в этом направлении.
Кстати, если говорить о применении алюминия в конструкциях для жилищного строительства, то нормативная база там также нуждается в актуализации и дополнении. Часть существующих нормативов не учитывает применение современных материалов и технологий, поскольку была разработана в прошлом веке, а некоторых нормативов у нас пока вообще нет. Это касается и профилей, и сплавов, и таких видов конструкций, как, например, алюминиевые светопрозрачные крыши. Большой объём нормативных документов нам еще предстоит разработать.
В каких конструкциях в жилищном строительстве используется алюминий?
Преимущественно в светопрозрачных конструкциях, в отделке фасада. Это известные всем системы остекления балконов и лоджий, входные группы с тамбурами, окна и балконные блоки. Кроме того, алюминий используется в системах навесных вентилируемых фасадов. Ну и в отделке широко применяется этот материал: декор, мебель, подвесные потолки, внутренние перегородки, двери.
Ну а в несущих конструкциях больше, конечно, сталь используется.
Сейчас много говорят о доступном жилье, которое надо развивать в регионах. Как Ваша компания, как крупный игрок алюминиевого рынка, может поспособствовать этому процессу?
Два года назад, видя, что на рынке возник новый запрос: «Дайте нам тоже самое, но подешевле», мы создали отдельную линейку продуктов из алюминия, которая ориентирована на спрос массового строительства, эконом-сектора. Эта новая линейка продуктов называется система «СОКОЛ». Идея заключалась в том, чтобы сделать алюминиевые конструкции еще более доступными для применении в массовом жилищном строительстве и на типовых коммерческих проектах. Например, мы создали новую конструкцию окна (серия МП-58) - чуть тоньше стандартного, но полностью соответствующего всем требованиям, которые предъявляются к таками конструкциям. В результате оно стало значительно ближе по цене к пластиковому.
Как мы знаем, в массовом строительстве в основном используются пластиковые окна. Мы же постарались сделать окно, которое стоит почти столько же, но при этом значительно экологичнее и долговечнее. Бытует мнение, что поставить алюминиевое окно в несколько раз дороже, чем обычное, пластиковое. Так вот, если окна из нашего материала массово тиражировать и использовать в жилищном строительстве, разница в цене конечного продукта будет всего около 20%. Квадратный метр установленного на объекте окна системы «СОКОЛ» будет стоить в среднем 6800 рублей (с учётом затрат на изготовление и монтаж конструкции).
За счет чего экономите?
При разработке строительной системы «СОКОЛ» использовался глобальный подход, в частности в ответ за запрос потребителя был убран излишний запас прочности и металлоемкости. При этом обеспечено гарантированное соответствие всем требованиям нормативных документов. Если в стандартном окне запас прочности на 15-20% больше, чем требуется по расчётам (а это перерасход материала), то здесь мы сократили его до 5-7%. При этом, на надежность и качество конструкций это никак не повлияло.
Есть ли ограничения по применению таких экономичных алюминиевых окон?
Безусловно, решая задачу разработки стандартных типовых конструкций, мы понимаем, что применять их на нестандартных и уникальных объектах будет сложно. Например, появляются ограничения, связанные с габаритами и высотой установки этих окон на объекте. Мы исходили из того, что в стандартном жилье, как правило, размеры конструкций тоже типовые. Крупногабаритное окно высотой более 2–2,5 м из серии МП-58 делать не стоит. Но в массовом строительстве это и не нужно.
Кстати, географических климатических ограничений по применению данного окна тоже нет. Ставить его можно везде, если это подтверждено соответствующими расчетами. В любом случае, окно – это технически сложная конструкция, и прежде, чем его устанавливать, необходимо провести расчёты, в том числе и на ветровую нагрузку. Есть определенные ограничения по высоте установки: чем выше окно установлено, тем больше на него оказывается ветровая нагрузка. В высотные здания окно для массового строительства вряд ли поставишь. Если же по расчетам все проходит, можно ставить везде – хоть на крайнем севере.
Сергей Любишкин
Коммерческий директор «Реалит»
Сегодня активно продвигается тема доступного жилья. Как Ваше предприятие можете поучаствовать в этом процессе? И есть ли резервы для снижения цен на продукцию «Реалита» в промышленных масштабах?
Вопрос непростой, требует споров и обсуждений. Однозначно можно сказать одно – абсолютно дешево и одновременно качественно быть не может. Такого элементарное свойство всего нашего строительного мироздания. Также здесь нужно отметить два принципиальных момента. Во-первых, насколько эти вещи сходятся воедино - цена и уровень необходимых требований для строительства жилья. Мы понимаем, что можно закладывать двух-трех-кратный запас прочности, что и делают большинство производителей алюминиевых систем, но есть и другой вариант - обойтись тем, что реально необходимо потребителю при условии эксплуатации в каждом конкретном географическом районе. В этом случае можно где-то упростить, где-то довести до нормальных разумных требований и, при этом, сэкономить на этапе эксплуатации.
Во-вторых, вопрос наценки, которую закладывают компании, специализирующиеся на изготовлении, доставке, монтаже, последующей эксплуатации оконных конструкций. Каждый закладывает свою маржинальность. Если мы говорим о социальном жилье, о так называемых социальных окнах, то есть смысл упомянуть и о социальной ответственности. Тогда каждый собственник бизнеса, который выступает посредником между заводом-производителей алюминиевой конструкции и потребителем, должен приоткрыть свои карты, сказать, сколько он хочет заработать на каждом из этапов. Это возможно сделать только в условиях жесткой и прозрачной конкуренции.
Что же мы видим сейчас? Пока у нас сохраняется масса возможностей – не раскрыть, не показать или, наоборот, сделать видимость, что ты участвуешь в тендере – это касается даже самых крупных конкурсных площадок. Пока все так, надеется на честную коммерческую конкуренцию и снижение цен нельзя. Кроме этого, немаловажен и контроль со стороны необходимых госорганов, которые бы в свою очередь сказали: хочешь быть допущенным к работе по знаковому объекту, пожалуйста, приходи, мы обеспечим тебя работой, загрузкой, дадим тебе четкие цифры, по которым ты можешь планировать свою хозяйственную деятельность, но при одном условии - твоя маржа должна быть не выше 15%. А дальше – необходимо контролировать выполнение всех этих условий.
Какой вариант выберут наши законодательные органы в строительстве – мне не известно. Но очевидных пути только два: либо честная прозрачная конкуренция, либо контроль тех, кто допущен.
По поводу резервов для снижения цены конечной продукции скажу так: как бы ни была снижена цена, потребитель всегда будет стремиться купить еще дешевле. Здесь есть определенные разумные границы, которые в принципе тоже измеримы и опять-таки упираются в маржинальность и прибыльность на всех этапах производства и эксплуатации. Если кто-то из производителей нашел возможность снизить цену (применил некое ноу-хау), то через какое-то время найдется другой, третий, четвертый, который сделает это не хуже. Мы приходим к тому, что при наличии честной конкуренции, если у одного производителя падает цена, другой вынужден будет искать выход и снизить ее еще больше.
И тут снова возвращаемся к двум столпам, о которых я говорил ранее: либо снижение цены на фоне честной конкуренции, либо контроль со стороны органов.
Наше предприятие участвует в программе «Народное окно» (окно, изготовленное с применением алюминиевого профиля, можно приобрести в районе 15 тыс рублей, что вполне сопоставимо с стоимостью пластиковой конструкции). На самом деле «Народное окно» – это подбор оптимальных соотношений весовых характеристик профилей из алюминия, который подчас используется излишне. Например, некоторым конструкциям не нужны стенки, рамки и створки толщиной 23 мм, при этом, они выглядят очень надежно и прочно. Мы нашли те границы, которые позволяют включать в скелет конструкции стекло, фурнитуру, при этом эти параметры отвечают всем требованиям СНИПа и ГОСТов. Кроме этого, нашли возможным применять фурнитуру, которая используется разработчиком в недорогих ПВХ-системах. Кстати, мы это сделали одни из первых, а может быть даже первые.
Принимая решение об участии в этом проекте совместно с Алюминиевой ассоциацией, мы отдавали себе отчет в том, что выход на тендеры с этим окном будет сопряжен с вопросами ценообразования, поэтому проставили задачу не гнаться за сверхприбылью или высокой доходностью. Мы просто заложили ту минимальную планку, которая позволила нам, во-первых, производить это изделие и, во-вторых, окупить труд персонала. Так что, это скорее социально-имиджевая вещь.
Если говорить про применение алюминиевых конструкций в различных регионах, отличающихся климатическими условиями, цена будет везде дифференцированная. Однако давайте не будем забывать, что эксплуатация алюминиевого окна в пересчете на 5 и более лет приводит к значительной экономии. Здесь нет проблем, связанных с потерей геометрии, товарного вида, с требованиями пожарной безопасности. Если для ПВХ-окна срок эксплуатации - 40 – 50 лет, то для алюминиевого - уже 80 – 100 лет. Лимитировано только полимерно-порошковое покрытие, резиновый уплотнитель, который нужно менять. Сам каркас не подлежит ни температурным изменениям, ни геометрическим. Кроме этого, стандартный набор штапиков есть в наличии практически у всех производителей таких окон, тем самым поменять толщину заполнения легко даже самому, что в случае с ПВХ довольно проблематично.
По программе «Народное окно» наша компания уже успела поучаствовать в нескольких тендерах. Окна из наших алюминиевых конструкций поставлялись на два объекта в Санкт-Петербурге, а также в Москве и Московской области – еще на три. Два объекта были связаны с Минобороны РФ, остальные имели социальную направленность, финансировались администрациями городов. Речь, при этом, идет только о жилых комплексах.