Алюминий в строительстве: проблемы и перспективы «крылатого металла»
Тема недели
preview

Благодаря легкости, прочности, долговечности, нетоксичности, способности принимать любые формы и эстетическому виду этот металл стал наиболее популярным и востребованным среди проектировщиков и архитекторов. Конечно же, речь об алюминии. До 25% всего производимого в мире алюминия идет на нужды строительства. В России рынок алюминия составляет порядка 1,5 млн тонн в год. Однако у игроков рынка есть все шансы довести этот показатель до 2 млн тонн уже к 2020 году. Впрочем, для этого потребуется изменить и расширить имеющуюся нормативно-техническую базу, которая не обновлялась последние 20 лет. О проблемах и перспективах применения алюминия в строительстве портал STROY.EXPERT поговорил с экспертами отрасли.

Как производят?

Прежде чем превратиться в ту или иную алюминиевую конструкцию, которая впоследствии будет использована в строительстве зданий и сооружений, алюминий отливают в виде слитков цилиндрической (или плоской) формы. Далее его снова нагревают и экструдируют, то есть «выдавливают» через специальную матрицу с отверстиями определенных размеров и сечений. В результате получаются листы, плитки, ленты и другие виды изделий, которые позволяют при строительстве объектов создавать самые причудливые архитектурные формы.

Чем хорош?

Алюминий долговечен и морозоустойчив. Производители и эксперты рынка говорят, что алюминиевые конструкции способны простоять без смены и какого-либо ремонта до 100 лет, при этом, выдерживают температурный режим от -80 °C до +300 °C, не теряя своих характеристик. Более того, при низких температурах металл становится еще более прочным.

Алюминий легок и прочен. Если сравнивать со сталью, алюминий в два раза легче (а жесткость у них примерно одинаковая), что дает дополнительное преимущество при установке алюминиевых конструкций и строительстве высотных зданий. Кроме этого, он высокоэкологичен, пластичен и эстетичен.

Так ли дорог «крылатый металл»?

Принято считать, что алюминий – металл дорогостоящий, удорожающий стоимость строительства. Однако игроки рынка утверждают обратное. Аргумент производителей простой: «обычно при сравнении начинается подмена понятий: сравнивают тонну стали и алюминия, не принимая во внимание затраты на разработку, изготовление и дальнейшую эксплуатацию».

В чем проблема применения?

Единственная проблема, которая ограничивает применения алюминия в строительстве, – отсутствие нормативно-правовой базы. Многие ГОСТЫ и СНиПы действуют уже более 20 лет. В результате ситуация такова, что строители могут применять этот металл только после разработки и утверждения специальных технических условий (СТУ) на этапе проектирования.

На сегодняшний день Алюминиевая ассоциация совместно с членами организации–производителями алюминия и алюминиевых конструкций, разрабатывают Своды правил, нормативно-правовую и техническую документацию, которая позволит применять алюминий более широко.

Где применяется?

Сегодня алюминий в основном используется в коммерческом строительстве, например, для сооружения торгово-резвлекательных центров и офисных зданий, а также в спортивном строительстве. Хорошие перспективы у металла и в плане применения в обычных жилых зданиях. Кроме этого, алюминий активно используют в качестве основного материала для машино- и автомобилестроения, в электроэнергетике, производстве потребительских товаров.

Помимо уникальных, высотных зданий, спортивных сооружений, где алюминий незаменим, развивается сегмент производства оконных и входных блоков из этого металла, постепенно тесня производителей конструкций из ПВХ, дерева и других видов изделий.

В настоящий момент идет доработка ГОСТа «Фасадные системы навесные вентилируемые. Общие технические требования к материалам подконструкций». кроме этого, Алюминиевая ассоциация и «РУСАЛ» разрабатывают Свод правил, который позволит расширить применение металла в мостостроении. Один из пилотных проектов алюминиевого мостостроения уже реализован в Нижегородской области. Есть заявки по строительству новых и реконструкции старых мостов на Дальнем Востоке. Однако в данный момент этот опыт трудно назвать массовым, так как объекты возводятся по специальным техническим условиям, а не типовым нормативам. И это несмотря на то, что в сравнении со стальными и железобетонными конструкциями, алюминиевые мосты в два раза легче, не требуют регулярных ремонтов и антикоррозийного покрытия.


Валентин Трищенко
Председатель Алюминиевой Ассоциации

Так ли дорого применение алюминия в строительстве, как принято считать?

Это заблуждение. Дело в том, что если бы алюминий был очень дорогим, то он вообще не использовался бы строителями. Ситуация же прямо противоположная: алюминий, главным образом, в виде светопрозрачных конструкций довольно широко применяется в строительстве. Правда, в России потребление алюминия в строительном комплексе значительно меньше, чем, скажем, в Европе или США, но Алюминиевая Ассоциация прикладывает все усилия, чтобы спрос на него увеличивался. Например, при ее непосредственном участии было разработано «теплое» алюминиевое окно для массовой жилищной застройки и к нему есть большой интерес со стороны ряда девелоперских компаний.

Могли бы Вы сказать, какова доля алюминия в общем объеме применения стройматериалов сегодня? Будет ли увеличиваться этот показатель?

Давайте не будем забывать, что объемы производства разных стройматериалов сугубо различны и у каждого из них еще есть свое назначение. Другое дело, динамика использования алюминия в строительстве. Если взять конец 1980-х годов, то в СССР степень применения алюминия в строительном комплексе была крайне невелика, хотя уже существовало несколько заводов по выпуску алюминиевых профилей. Сегодня же их в России более 30, а ряд из них расширяют свои производства. По сравнению с 80-ми годами спрос на алюминий в строительстве возрос в сотни раз.

Что необходимо предпринять, чтобы этот материал стали применять массово в строительстве сооружений общественного назначения и жилой застройке? И нужно ли это вообще?

Необходимо, во-первых, популяризировать сплавы на основе крылатого металла, их свойства и области применение, как можно активнее. Во-вторых, развивать компетенции по расчету и проектированию алюминиевых строительных конструкций, актуализировать нормативно-правовую базу. В-третьих, нужно развивать выпуск новых видов алюминиевой продукции.

Расскажите о новых сферах применения алюминия. Какие возможности открываются перед строителями при его использовании?

По нашему мнению, у алюминия огромные перспективы в строительстве мостов, как не удивительно это звучит. В нашей стране есть только один алюминиевый мост – Коломенский в Санкт-Петербурге, построенный еще в конце 1960-х гг. И все!

Между тем, алюминиевые мосты – вполне обыденное явление в Германии и Франции, Великобритании, США и Китае. Подобное положение дел обусловлено рядом факторов: алюминиевые мосты более долговечные чем стальные, железобетонные и деревянные, им не требуется ежегодный ремонт и обслуживание, они быстро монтируются. Подобные мосты можно ставить где угодно, начиная от местностей с пересеченным рельефом и заканчивая древнерусскими городами. Большая перспектива в реконструкции старых мостов, когда на старые опорные части можно установить новое пролетное строение меньшим весом.

Ключевая проблема, которая ограничивает применение алюминия, – устаревшая нормативно-правовая база. Многие ГОСТы и СНИПы действуют еще с 60-х годов. Расскажите об этом.

Многие ГОСТы и СНИПы в нашей стране действуют десятилетиями по банальной причине: они попросту не обновлялись, хотя давным давно устарели и не соответствуют требованиям современного строительства. В течение почти четверти века прошедших с момента распада СССР новые стандарты толком не разрабатывались и только с созданием Алюминиевой Ассоциации работа над их актуализацией стала разворачиваться в полном масштабе. От органов же государственной власти мы ждем любых инициатив, которые могут пойти на пользу нашей алюминиевой промышленности.

Прошедшие темы
«Болезни роста» российских ГЧП-проектов: итоги и перспективы 25 декабря - 31 декабря, 2017
О законах, изменивших строительную отрасль в 2017 году, - слово экспертам 11 декабря - 17 декабря, 2017
Чтоб не рухнуло: о новых технологиях укрепления грунтов и основания зданий 20 ноября - 26 ноября, 2017
ФЗ-218: от «долевки» к банковскому финансированию 06 ноября - 12 ноября, 2017
Строительство в Крыму: от Керченского моста к квадратному метру в Севастополе 30 октября - 05 ноября, 2017
От 150 и выше: пожарная безопасность на высоте 23 октября - 29 октября, 2017
Дороги в России: безопасные, долговечные, качественные, твои… 16 октября - 22 октября, 2017
Своды правил на высоте: что даст толчок высотному строительству? 09 октября - 15 октября, 2017
Как не превратить типовую застройку в жилые гетто? 02 октября - 08 октября, 2017
Кто заплатит за безопасный лифт? 25 сентября - 01 октября, 2017
СРО по осени считают: что ждет отрасль после 1 октября? 18 сентября - 24 сентября, 2017
Smart house: автоматизируй это, или Новая матрица домашней реальности 11 сентября - 17 сентября, 2017
Проблемы повышения энергоэффективности котельного оборудования 04 сентября - 10 сентября, 2017
Концессионный удар: решит ли ГЧП проблему с износом ЖКХ 28 августа - 03 сентября, 2017
Ипотека-2017: ставки вниз 21 августа - 27 августа, 2017
Стройиндустрия 4.0: о перспективах нетипичных технологий 14 августа - 20 августа, 2017
Компфондом единым: о последствиях для застройщиков, банков, потребителей 07 августа - 13 августа, 2017
Силикатные изделия – материалы будущего? 31 июля - 06 августа, 2017
Финансирование строительной отрасли: источники, проблемы, перспективы 24 июля - 30 июля, 2017
Металлургия и строительство: нетрадиционные решения 17 июля - 23 июля, 2017
Stroy.Expert
63,45 73,47