В цементной отрасли назрело множество проблем. Ряд из них носят общий характер для всех игроков рынка: падение спроса со стороны строителей гражданско-жилых объектов (70-80% потребления цемента в стране формируется застройщиками жилья), ежегодный рост тарифов естественных монополий, за которыми не поспевает цементный рынок, недоступность банковского кредитования, проблемы с контрафактной продукцией, недостаточно тщательная защита прав производителей цементной продукции, а также отсутствие драйверов отрасли в виде реализации крупных инфраструктурных проектов с применением цемента.
На 1 января 2017 года в России насчитывалось 58 цементных заводов полного цикла и 7 помольных установок. При этом три предприятия остановили свои производства еще в 2016 году. Всего же объем выпуска продукции всеми отечественными заводами-производителями в прошлом году составил 55 млн тонн. Таким образом, было зафиксировано падение объемов производства по сравнению с 2015 годов на 11,3% или на 7 млн тонн. Что касается прогнозов аналитиков на 2017 год, многие ожидают 3%-ный рост или сохранение объемов производства и потребления на уровне 2016 года, а также ввод в эксплуатацию новых линий на предприятиях Вольскцемент (Саратовская область) и Якутцемент (Республика Саха-Якутия) мощностью 1,5 и 2 млн т соответственно.
Проблем в цементной отрасли назрело немало. Так, рост цен на цементную продукцию не поспевает за тарифами естественных монополий - разница может доходить до 1200 рублей за 1 тонну цемента. В недавнем интервью порталу STROY.EXPERT глава одного из крупнейших заводов-производителей цемента в Сибири – АО «Искитимцемент» - Владимир Скакун отмечал: «за последние 3 года мы добились снижения себестоимости, получили неплохие результаты по повышению эффективности и производительности. Но все наши начинания перечёркиваются внешними факторами, в частности, ростом тарифов естественных монополий. Сегодня наступила точка невозврата, когда мы уже не можем получать отдачу от внутренних мероприятий по повышению эффективности – их с лихвой перекрывает рост стоимости ж\д перевозок, электроэнергии, газа и воды. Приведу пример. С 2011 года тариф на электрическую энергию вырос на 85%, на газ – почти на 50%. Нам обещают, что ежегодная индексация тарифов естественных монополий прекратится, но пока этого не происходит».
Огромной проблемой для отрасли по-прежнему остается наличие старых заводов, требующих модернизации в соответствие с экологическими стандартами, а также требованиями к качеству продукции. По мнению большинства участников рынка, драйвером отрасли может стать инфраструктурное строительство с применением продукции цементных предприятий, внедрение инновационных технологий, дешевые кредиты, а также государственные программы по сносу аварийного жилья в регионах (для стимулирования жилищного строительства). Назрела необходимость изменений в части нормативной базы и внедрения новых технологий.
Почему же так трудно, в ситуации падения спроса на жилье, цементникам осваивать новые рынки сбыта? И что необходимо сделать, чтобы выровнить ситуацию в отрасли? Об этом поговорили с экспертами.
Дарья Мартынкина
Директор по связям с общественностью АО «Холдинговая компания «Сибирский цемент»
Цементный рынок Сибири характеризуется относительно низкими по сравнению с показателями европейской части страны объемами производства и потребления. В периоды экономического спада спрос на цемент в этом регионе, как правило, снижается быстрее, чем в западных областях, а восстанавливается рынок медленнее. Эта тенденция актуальна и сейчас. Потребление цемента в СФО в январе-марте 2017 года уменьшилось на 15 % по отношению к аналогичному показателю 2016-го. Наибольшее падение спроса на цемент в Сибири (на 20% и более) зафиксировано в Омской и Томской областях, Забайкальском крае. В Забайкалье и Томской области это объясняется сокращением поставок цемента в адрес крупных потребителей – Приаргунского производственного горно-химического объединения (ПАО «ППГХО») и завода крупнопанельного домостроения Томской домостроительной компании (ООО «ЗКПД ТДСК»).
В прошлом году появились новые рынки сбыта. Так, Топкинский цементный завод начал поставки продукции в Азербайджан (цементирование нефтяных скважин треста «Комплекс буровых работ»). При этом снижение курса тенге к рублю, вызванное целенаправленными действиями казахстанских властей, привело к значительному сокращению экспортных отгрузок в эту страну. Кроме того, ослабление тенге вызвало значительное обострение конкурентной борьбы на рынке СФО. Казахстанским производителям цемента в настоящее время намного выгоднее продавать продукцию в России, а не на своих рынках. По данным аналитиков «ХК «Сибцем», сейчас стройматериалы в Сибирь отгружают четыре казахстанских предприятия, по итогам 2016-го объем цемента, ввезенного из Казахстана в СФО, достиг 205 тыс. тонн. Экспортные поставки – значимое направление продаж. Однако основным рынком сбыта продукции холдинга все-таки остается Сибирь, где мы традиционно реализуем 70-75% выпущенного цемента, поэтому для холдинга стратегически важно сохранить позиции именно в СФО.
Около 70% продукции «Сибирского цемента» «потребляет» сектор жилищного строительства. Также стройматериалы поставляются для возведения промышленных предприятий, объектов социальной и транспортной инфраструктуры.
В 2017 году ситуация на цементном рынке Сибири останется сложной: объем потребления упадет на 8-10% к уровню 2016-го и составит примерно 4,7 – 4,8 млн тонн. Для сравнения, в кризисном 2009-м аналогичный показатель был равен 4,4 млн тонн. К сожалению, предпосылок, позволяющих говорить о скором восстановлении спроса, пока нет. Темпы жилищного строительства замедляются, крупные инфраструктурные проекты отсутствуют. Небольшой рост рынка – около 3-5% – возможен только в 2018-м. Однако, несмотря на объективные трудности, заводы «Сибирского цемента» будут продолжать стабильную работу и обеспечивать строителей Сибири высококачественными материалами.
Сергей Сивков
Заместитель директора ООО «Цемискон», зав. кафедрой ХТКВМ РХТУ им. Менделеева, к.т.н.
В России ежегодно появляется десятки инновационных технологий и материалов. Почему они не получают массового распространения, в частности в цементной отрасли?
Мне кажется, это происходит по нескольким причинам. Во-первых, у нас отсутствует или осуществляется на самом низком уровне научное сопровождение проектов. Именно научное сопровождение проекта, его научная экспертиза позволяет быстро опробовать новые материалы и технологии применительно к конкретному проекту, выбрать из них лучшие, подтвердить достоверность информации о том или ином инновационном продукте.
Во-вторых, сегодня наблюдается полный развал и деградация отраслевой науки, которая по своей сути призвана заниматься разработкой и внедрением в производство инновационных материалов и технологий.
В-третьих, оставляет желать лучшего уровень подготовки проектировщиков и руководителей, принимающих решения, точнее, непрерывное повышение этого уровня. Конечно, в своем большинстве они опытные специалисты, но, как правило, получившие подготовку несколько десятков лет назад и слабо ориентирующиеся в современных инновационных мате-риалах и технологиях. А организация непрерывного повышения квалификации работников всех уровней в РФ практически отсутствует.
Считаете ли Вы, что необходимо стимулировать импортных производителей цемента разворачивать локальные производства в России?
Несомненно, создание в РФ новых локальных производств цемента импортными производителями в условиях честной конкуренции могло бы привести к снижению стоимости цемента на рынке и повышению его качества. Однако при сложившейся экономической ситуации, характеризующейся невысоким коэффициентом использования производственных мощностей уже существующих предприятий по производству цемента, вряд ли стоит ожидать от иностранных производителей значительных инвестиций в новые предприятия.
Кроме того, строительство иностранными компаниями новых заводов означает неминуемый крах многих отечественных цементных заводов, работающих по устаревшему мокрому способу, а значит, выпускающих продукцию с более высокой себестоимостью и меньшей конкурентоспособностью на рынке цемента.
Более перспективным направлением является строительство локальных установок по производству специальных видов цемента – белого, алюминатного, сульфоалюминатного, микроцемента. Эти виды цемента практически не производятся или производятся в недостаточных количествах в РФ, а между тем весьма востребованы на рынке, например, производителями сухих строительных смесей. Иностранные компании могли бы производить такие цементы по технологии неполного цикла на клинкерах, импортируемых из-за рубежа.
Как сегодня обстоит ситуация с подготовкой актуализированного ГОСТа для цементной продукции?
Действующий в настоящее время ГОСТ 31108-2016 «Цементы общестроительные. Технические условия» уже в достаточной мере гармонизирован с европейским стандартом на аналогичные цементы и не нуждается в дальнейшей гармонизации.
Однако параллельно с ним действует и устаревший ГОСТ 10178-85 «Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия». Этот устаревший стандарт оперирует такими понятиями, как «марка цемента» вместо «класса прочности цемента», а методы испытания цементов на соответствие ГОСТ 31108 и ГОСТ 10178 заметно различаются. Существование двух стандартов на один и тот же вид продукции тормозит технический прогресс, так как не стимулирует разработку и внедрение новых, гармонизированных с европейскими и международными, стандартов в строительной отрасли, а следовательно – создает препятствия для внедрения новых инновационных материалов и технологий, а также снижает экспортно-импортный потенциал производителей цемента.
Вот почему в 2016 году было принято решение разработать новую редакцию ГОСТ 31108, который, с одной стороны, был бы достаточно гармонизирован с европейскими и международными стандартами по видам цемента и методам его испытаний, а с другой – включил бы в себя то лучшее, что имеется в старом ГОСТ 10178.
Работа над новой редакцией ГОСТ 31108 в настоящее время ведется в том числе ООО «Цемискон» при финансировании со стороны НО «СОЮЗЦЕМЕНТ». В настоящий момент подготовлена первая редакция стандарта. К сожалению, его широкое обсуждение несколько тормозится в связи с неразберихой, возникшей при создании ТК 144 и переходом стандартизации в области цемента от ТК 465 к ТК 144.
Тем не менее, ожидается, что в 2017-2018 годах новый, объединенный стандарт на обще-строительные цементы все-таки будет создан.
Что касается работы по усовершенствованию нормативной базы в отрасли, нам необходимо, чтобы все стандарты были взаимосогласованы, а замеченные ошибки своевременно исправлялись. К сожалению, некоторые стандарты в цементной промышленности не актуализировались уже более 40 лет. В первую очередь необходимо актуализировать или разработать стандарты на продукцию, подлежащую обязательной сертификации, а также на методы её испытаний. Так, например, товарный портландцементный клинкер, портландцемент для изготовления асбестоцементных изделий, гидротехнический цемент ранее изготавливались толь-ко в соответствии с ТУ, а их сертификация возможна только на соответствие требованиям соответствующих ГОСТов, которые еще предстоит разработать. Также нужно актуализировать те стандарты, которые имеют значение для всей цементной отрасли, в частности стандарта на методы химического анализа или методы испытания цемента и его компонентов.
Евгений Высоцкий
Исполнительный директор СМ ПРО
В 2016 году производство цемента сократилось на 11%. По итогам 5 месяцев 2017 года мы видим снижение производства цемента еще на 2,2%. При этом необходимо отметить, что цементная промышленность РФ наращивает темпы – объем отгрузки цемента ж/д транспортом в январе-июне сократилось всего на 1,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
По оперативным данным ФСГС объем производства строительных материалов (производство прочей неметаллической продукции в соответствии с 23 классом ОКПД 2, включающим производство практически всех строительных материалов) увеличилось на 2,7% по сравнению с соответствующим периодом 2016 года. Поэтому можно говорить о том, что возможности к выходу в плюс у цементных предприятий все-таки есть.
Оптимистичный сценарий развития экономики России, сформулированный в феврале 2017 года на Инвестиционном форуме Сочи – 2017, предполагает рост инвестиций как корпоративных, так и физических лиц. Планируется более доступная ипотека. С 2018 года у регионов появится возможность оставлять у себя часть прироста налога на прибыль. Также отмечена рекордно низкая для современной России инфляция - порядка 5,4% в 2016 году и 4,4% по итогам I полугодия 2017 года. Минэкономразвития прогнозирует рост экономики на 2%, в следующие три года он замедлится до 1,5% по базовому прогнозу. А в целевом сценарии заложены меры по ускорению экономики до 3,1% до 2020 года.
Другими словами, предпосылки созданы, и все зависит от того, насколько эти механизмы будут реализованы. Компания «СМ ПРО» присоединяется к этим прогнозам и ожидает динамику прироста потребления цемента от 0 до 3% до конца 2017 года.
Что касается инновационных технологий в цементной отрасли, без относительно к текущей ситуации на рынке проблема использования качественно новых строительных материалов лежит скорее в плоскости внедрения инновационных технологий в самом строительстве. Например, если говорить о цементно-бетонных дорогах, безусловно, это то направление, которое заслуживает широчайшего внедрения для использования в строительстве и цементные предприятия готовы выпускать цемент соответствующего качества.
Вопрос в другом: заинтересованы ли участники строительного рынка (Росавтодор, подрядчики, заказчики, исполнители, региональные власти (бюджет) и другие - переходить на новые технологии, которые позволяют существенно увеличить срок службы дорожного покрытия, а значит и уменьшить объем ремонтных работ?
Андрей Ледовских
Генеральный директор ООО «Компания «Стройком», член Ассоциации «Бетон Северо-Запад», Санкт-Петербург
Отвечая на ваш вопрос про назревшие проблемы в цементной отрасли, отмечу: в первую очередь нужно говорить про качество самого материала и производственного оборудования, которое постоянно нужно поддерживать в рабочем состоянии и модернизировать. В текущий момент это происходит не на всех предприятиях, логистика поставок хромает, да и качество продукции находится не на самом приемлемом уровне. Многие компании не занимаются ремонтами, ждут до последнего, пока оборудование окончательно выйдет из строя. К примеру, 2016 год ознаменовался многочисленными поломками на заводах, что привело к коллапсу на рынке в нашем регионе. Несмотря на то, что цена на цемент в Санкт-Петербурге и области в прошлом году росла, проблема нехватки продукции даже на падающем рынке никак не разрешалась. Цемента переработчикам не хватало, объем предложения не дотягивал до потребления. Схожая ситуация наблюдается и в текущем году.
Однако самая большая проблема отрасли, без сомнения, заключается в стагнации на строительном рынке как таковом и, как следствие, падении спроса потребления цемента со стороны застройщиков.
Что касается прогноза по рынку цемента на 2017 год, в целом по стране не возьмусь его сделать, скажу только по рынку Санкт-Петербурга. В отсутствии альтернативы (у нас действует ограниченное предложение, фактически, от двух поставщиков - «Евроцемента» и «Сланцевского цементного завода» и ситуации, когда предложения эти по более высокой цене являются окончательными, продажная цена на цемент в регионе может вырасти на 20% и выше в этом году (это 1-1,5 тыс. рублей за тонну при сегодняшней цене в 5 тыс. рублей). В результате это может привести к тому, что в Санкт-Петербург поедет альтернативный цемент из дальних регионов России. У многих из предприятий уже сегодня наблюдается спад в производстве и потреблении. В тоже время, как я уже сказал, предложение на нашем рынке ограничено, поэтому цены здесь могут расти быстрее, чем наценка на логистику.
Есть еще проблема - внедрение инноваций в рамках существующих регламентирующих документов, которыми оперируют тестирующие органы, профильные комитеты, лаборатории и проектные институты. К сожалению, инновации в той или иной сфере зачастую выходят за рамки создания новых стандартов или рабочих документов, подготовленных и внедрённых ранее. Это в свою очередь также сдерживает развитие отрасли. Кроме этого, инновационный продукт применяется строителями весьма осторожно, потому что срок апробации долговечности и целесообразности использования – обычно длительный процесс.
К примеру, применение продукции цементной отрасли в дорожном строительстве: несмотря на то, что бетон, который изготавливается на основе цемента, долговечнее асфальта, всех по-прежнему смущает ремонтопригодность первого. Бетон, в отличие от асфальта, нельзя ремонтировать, можно только демонтировать. А вот асфальт можно «латать» бесконечно долго.