Керамические материалы, как известно, отличаются своей долговечностью. Однако сравнение цен на кирпич и, к примеру, ячеистый бетон обычно бывает не в пользу первого. Впрочем, здесь стоит учитывать не только стоимость строительства и монтажа (в случае с керамикой эти пункты, действительно, выходят на порядок дороже), но также затраты на эксплуатацию и утилизацию. Рассматривать вложения в строительство теперь стараются с точки зрения внедрения концепция жизненного цикла зданий. STROY.EXPERT не исключение. Как чувствует себя рынок керамических материалов сегодня? Какой выход из затянувшегося застоя отрасли видят основные игроки? Экологичнее ли кирпич пенополистирола? На эти и другие вопросы отвечают эксперты.
Из кирпича возводят дома в буквальном смысле на века – добротные, с нормальной толщиной стены. Строя дома из ячеистого бетона, ширина блока которого – 20 см, невозможно избежать ситуации, когда внутреннюю стену такого материала приходится утеплять, оставлять зазор или вплотную облицовывать снаружи тем же кирпичом 12 см шириной. Потребитель, конечно, слабо разбирается в нюансах - как происходит выбор стройматериалов? Зачастую строитель просто приводит покупателя на площадку и убеждает его в том, что надо использовать конкретное решение. Потребитель верит. Строитель, как правило, использует низкоквалифицированную рабочую силу и низкого же качества стройматериалы, возводя не самый безопасный с точки зрения экологичности и технологичности объект. Если сравнивать кирпич и газобетонные блоки, становится понятно, что работа квалифицированного каменщика на 1 кв. м стены стоит в разы больше, чем в случае с укладкой блоков. Строителей это прельщает, а страдает конечный потребитель.
В Ассоциации производителей керамических материалов, к слову, пошли по такому пути: делают для строителей специальные альбомы, рекомендации по применению, чтобы они понимали, как упростить работу с конкретным материалом. Это не своды правил, они необязательны для применения, но именно эти пособия помогают застройщикам сориентироваться.
В свою очередь к игрокам рынка керамических материалов, наконец, пришло осознание, что доказывать потребителю достоинства конкретного материала нужно каждый день, нельзя почивать на лаврах, думая, что все клиенты знают, насколько кирпич или облицовочный камень лучше газобетона. Сейчас все без исключения крупные производители работают с архитекторами, с корпусом проектировщиков, проводят конкурсы для них, стимулируя возвращаться к материалам, применять их в работе вновь и вновь.
По словам участников рынка, одна из ключевых проблем – продажа некоторыми недобросовестными продавцами продукции ненадлежащего качества, иногда рядовую продукцию выдают за лицевую, что значительно повышает ее конечную цену. Это чревато, но система мониторинга и ответственности поставщиков продукции, к сожалению, пока работает таким образом, что по большому счету всем удаётся уходить от ответственности. Выход многие производители находят в создании Торговых домах при заводах, организации региональных продаж на местных, локальных рынках. Рынок постепенно выстраивается, производственники постепенно учатся работать по рыночным правилам.
Так или иначе, доказывать все вышеперечисленные преимущества керамических материалов относительно их газосиликатных и пенополистирольных собратьев – бессмысленно. Впрочем, еще раз закрепить эти выводы на уровне актуализации действующих нормативов не помешает.
Алексей Цветков
Генеральный директор компании «Кераматика» (г. Санкт-Петербург)
В Европе уже давно для строительства и отделки используют керамогранит и керамическую плитку. Там принято еще на стадии проектирования думать об утилизации с учетом безопасности материалов и того, нанесут ли они впоследствии вред окружающей среде. Поэтому европейские строители отдают предпочтение природной керамике, и при этом обращают внимание на качество материала, сертификацию, историю фабрики-производителя, репутацию поставщика.
В России ситуация иная, однако внимание к керамическим материалам в отношении внутренней отделки, отделки фасадов, вентилируемых кровель и т.д. неуклонно возрастает. Но если 10-15 лет назад предпочтение отдавалось дешевому китайскому керамограниту, то сегодня - материалам отечественных производителей, у которых качество материалов значительно выше китайских аналогов, а цена – в два и более раза ниже, чем у итальянцев. В качестве примера можно привести российский завод «Италон». Если речь идет о строительстве значимых городских объектов, то применяется, как правило, материал итальянских фабрик Florim, Caesar, Mirage.
Качество, долговечность, ударопрочность и сохранность внешнего вида – сильные стороны керамических материалов. Поэтому с ними не бывает хлопот в уходе и дальнейшем обслуживаниии. Фасады из керамогранита по праву относятся к наиболее прочным и стойким к воздействию внешней среды. Вот почему вложения в керамоматериалы считаются выгодными.
Что касается сертификации европейских материалов, то согласно Постановлению Правительства № 241 от 17.03.2009 г. которым утвержден перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации или декларированию при ввозе этой продукции из-за границы, керамогранит и керамическая плитка не входят в этот перечень. Материалы российских производителей должны обладать гигиеническими сертификатами и обязательна сертификация российской керамической продукции в области пожарной безопасности.
Альберт Попов
Директор Ассоциации производителей керамических материалов (АПКМ)
Как сегодня чувствует себя рынок керамических материалов?
Наш рынок движется за строителями. Сейчас спрос на квартиры со стороны покупателей все еще падает. Однако самый сложный период пришелся на 2016 год. Кирпич – очень сезонный товар, цена падает к началу зимы, а весной (с марта-апреля) заключаются крупные контракты, растет объем индивидуальных заказов. В результате объемы продаж увеличиваются, а объемы запасов на складах сокращаются.
В декабре 2014 года площадки отечественных производителей кирпича сильно оскудели. Народ вывозил кирпич оттуда или просто покупал впрок, оставляя на хранение там же, чтобы вывезти весной. Собственники предприятий радовались – вроде бы все распродали. В январе 2015 года заводы продолжали работать на полную мощность, мало кто ушел на плановые ремонты, видя, что площадки стоят пустые и надо производить новые партии.
Более того, начали возвращать сокращенные ранее рабочие смены, продолжали наращивать объемы. Однако спроса весной 2015 года так и не случилось, положительной динамики в продажах не было, и это была катастрофа. Для производителей керамических кирпича и камня это стало своеобразным уроком выживания.
С трудом преодолев 2015 год, мы рассчитывали на благоприятный 2016 год. Действительно, некоторый сезонный спрос был, но он бы не настолько ярок, как ожидалось. По итогу 2016 года мы получили общее снижение рынка на 8-10% по сравнению с предыдущем периодом.
Какие прогнозы по 2017 году?
Роста мы не ждем. Ситуация будет такая же или даже немного хуже.
Такая ситуация сложилась только в результате падения спроса на жилье или может связана с конкуренцией со стороны других строительных материалов (таких как ячеистый бетон, газоблоки, например)?
Аналогичная ситуация наблюдается сейчас у всех производителей материалов, неважно – речь идет о заводах по производству кирпича или бетона. Нельзя сказать, что только производители стеновой керамики утратили свои позиции по отношению к производителям других видов стеновых материалов.
Приведу пример. Несколько лет назад по всей России бушевали пожары, вызванные сильнейшей засухой. В ряде особо пострадавших регионов была принята программа поддержки погорельцам, по которой в авральном режиме стали возводиться целые поселения с использованием самых разных материалов, которые только были в наличии. В это время завод «Тербунский гончар» в Липецкой области, оснащенный по последнему слову техники, освоил выпуск крупноформатного керамического камня, потребление которого тормозилось незнанием этого нового для региона вида продукции. Завод даже вынужден был перейти на понятный для всех традиционный лицевой кирпич, который, к слову, у «Тербунского гончара» получается отличного качества и широкого ассортимента.
Что же в итоге мы увидели? Те погорельцы, которым досталось жилье в каркасных домах, не смогли прожить в них и пары лет. Получившие жилье в домах из ячеистобетонных блоков также предпочли быстро продать это «жилье». И только те счастливчики, которые заехали в дома, построенные из керамики, своим довольным видом демонстрировали качество, долговечность и комфортность жилья из крупноформатного керамического камня. Лучшей рекламы и представить было нельзя – весь запас этого нового для российского рынка материала был раскуплен в этот же сезон. Теперь липчане завозят эту продукцию из других регионов, пока местный производитель удовлетворяет спрос на традиционные виды стеновой керамики.
По нормативно-технической базе над чем сейчас работает Ваша Ассоциация? Что в приоритете?
У нас сейчас широко обсуждается вся нормативная документация по нашей отрасли. К сожалению, отдельные производители пытаются продвинуть свои стандарты, имеющие узкоспециализированное направление, которые могут дать прибыль только одному-двум производителям керамики, но при этом «убить» остальных.
АПКМ ведет разработку стандартов максимально публично – предлагаем всем участникам рынка вносить свои предложения и замечания. Сейчас мы выстроили достаточно стройную нормативно-техническую базу по нашим видам строительных материалов. У нас есть два главных стандарта на выпускаемую продукцию в разделе стеновой керамики: один межгосударственный, ГОСТ 530-2012, который описывают всю линейку нашей продукции с полным набором технических требований, был подготовлен совместно со специалистами из Научного центра керамики (ВНИИСТРОМ «Научный центр керамики», причем эти же специалисты делали и предыдущую редакцию стандарта), а также национальный стандарт, который аутентичен аналогичному европейском нормативу, который используется нашими коллегами в Европе.
В 2012 году АПКМ совместно с Научным центром керамики ВНИИСТРОМ завершил разработку современного норматива на всю линейку стеновой керамики (ГОСТ 530-2012), где описаны требования ко всем видам выпускаемой нашими заводами продукции. Туда же впервые вошли требования к новому для российского рынка и технического нормирования материалу – стеновому клинкеру. Также был разработан отдельный стандарт на брусчатку клинкерную для мощения дорог – ранее этот материал даже не выпускался в России. Кстати, наш кирпич клинкерный для мощения, в отличии от всех других конкурирующих материалов, обладает уникальными характеристиками: он долговечен, легок в эксплуатации, устойчив к стиранию, к воздействию всех видов агрессивных сред. В Западной Европе, к примеру, центры городов вымащиваются именно этим материалом. Да и в Киеве мы также можем увидеть мостовые из этого вида эстетичного и долговечного материала.
Конечно, сегодня настало пора снова пересматривать ГОСТ-530. Сейчас наша Ассоциация совместно с Научным центром керамики ВНИИСТРОМ подает заявку на такой пересмотр в Росстандарт – теперь при актуализации будет учтен опыт использования нынешней редакции, а также практика производителей стеновой керамики, проектировщиков, строителей и потребителей (новации, связанные с хранением и транспортировкой, другие немаловажные дополнения).
Еще у нас большие планы в части разработки новых и изменения действующих Сводов правил (или СНИПов – по-старому). В этом году выйдут соответствующие изменения, подготовленные при непосредственном участии АПКМ. В данных изменениях к действующим СП есть несколько нюансов – более точные формулировки, связанные с проектированием ограждающих конструкций и детализирующие применение горизонтальных, вертикальных деформационных швов, верхних слоев кладки под перекрытием, чтобы избежать любых лучаев разрушения кладки с использованием стеновой керамики. Предусмотрены также моменты, которые нивелируют брак в строительстве и ошибки на этапе проектирования. Также обсуждаем поправки к СНИПу «Тепловая защита зданий», который подготовил НИИ строительной физики. В данном проекте поправок ужесточены требования к дверным проемам, к оконным конструкциям.
Юлия Грачева
Директор НП «Экологический союз», руководитель органа по сертификации системы «Листок жизни»
Говоря об экологическом аспекте применения керамических материалов в строительстве, для начала следует определиться с понятием «экологичность».
С точки зрения оценки жизненного цикла, экологичность - это снижение влияния на окружающую среду продукции на всех ее стадиях. Абсолютной экологичности, при этом, быть априори не может – любое производство сырья, продукции, да и сам продукт наносит ущерб окружающей среде. Ничего на 100% экологичного не бывает.
Мы можем говорить только о сравнительной характеристике. Например, при сравнении различных показателей, мы обязательно должны принимать во внимание все стадии жизненного цикла. К слову, почему керамическая плитка считается экологичной? Потому что это инертный материал, который практически не выделяет в воздух помещения вредных веществ, в сравнении с каким-нибудь деревянным покрытием, которое сделано с применением формальдегида в качестве связующего. Однако при определении экологичности нельзя учитывать только выделение вредных веществ, потому что кроме этого существуют другие способы воздействия на окружающую среду – например, через потребление энергии.
В процессе производства всех этих материалов: кирпич, плитка – происходит большое потребление энергии уже на стадии обжига, и сушки (всего того, что происходит на производстве). Соответственно, нужно обязательно учитывать уровень энергопотребления. Понятно, что любой процесс, связанный с горением и выделением тепла – это всегда выброс сопутствующих газов: азота, серы, соляной кислоты, фтороводорода. Все это выделяется в атмосферу, эти выбросы нужно контролировать, что, безусловно, тоже связано с экологический безопасностью.
Еще один аспект – потребление воды. Когда речь идет о высоких температурах, необходимо охлаждение систем, что потребует задействования в этом процессе определённого количества воды. Кроме этого, она требуется для промывки оборудования. Впрочем, эта же вода может использоваться вторично (идти в оборотный цикл), тем самым производственные предприятия снижают ее потребление. Это я веду к тому, что на производстве огромное количество компонентов, которые непосредственно влияют на так называемую экологичность конечной продукции.
Если копнем еще глубже, можно и сырье рассмотреть на предмет экологичности. К примеру, в случае с керамикой продукция в основном сделана из минерального сырья. Его тоже где-то закупают, и здесь тоже много аспектов может появиться дополнительных: возможная радиоактивность материала, ненадлежащее использование земельных ресурсов, наличие у карьера лицензии, каким образом добывалось это сырье и так далее. Как видим, нужно иметь целый список критериев оценки экологичности, только по этим критериям можем говорить о соответствии материала.
К слову, существует международная методика оценки, так называемая экологическая декларация продукции (по ISO 14025). Чтобы ее провести, нужно взять жизненный цикл одного материала, например, кирпича, и расписать по всем стадиям: сколько ресурсов потребовалось для создания продукта, сколько энергии было потрачено, сколько CO2 выброшено в атмосферу, присутствуют ли в процессе производства озоноразрушающие вещества? Точно так же мы можем взять материал, содержащий пенополистирол, и посмотреть на каждой стадии его жизненного цикла. Дальше уже можно проводить оценки.
Но опять же тут будут различия: на стадии производства керамика более энергоемкая, а значит, будет производить большее воздействие на окружающую среду, чем, к примеру, пенополистирол. На стадии эксплуатации, наоборот, выиграет кирпич, потому что из него практически не будет выделяться вредных веществ. К слову, на стадии утилизации тоже нужно смотреть, каким образом может быть переработан один материал и другой.
Говоря о выборе, отмечу: есть два вида основных потребителей – бизнес-сектор (проектировщики, архитекторы, застройщики), которые выбирают материал для строящихся зданий, и конечный покупатель, который хочет, например, положить плитку в ванной.
Для первой категории покупателей разработана система экологических деклараций (так называемая экологическая декларация третьего типа по ISO 14025). Пока ее активно применяют только в Европе, в России же редко ей пользуются. Однако при оценке экологичности материалов – это лучший инструмент для проектировщиков, архитекторов и застройщиков. С помощью этой декларации можно видеть, какое воздействие оказывает конкретный материал по всему жизненному циклу и произвести сравнение различных материалов между собой.
Когда же мы говорим об обычном покупателе, который хочет сделать ремонт с применением экологичных материалов, то здесь нужно обращать внимание на экомаркировку, которая разрабатывается по специальному стандарту ISO 14024 (экомаркировка первого типа). Она оценивает весь жизненный цикл и выделяет наиболее экологичные материалы – те, которые соответствуют определенным экологическим нормам. Ориентировка на эту маркировку дает понять, что для данной категории продукции, того же пенополистирола, были проведены соответствующие исследования. Последние демонстрируют, что на всех стадиях неблагоприятное воздействие было снижено – нет выделения полистирола в атмосферу, на заводе используются методы очистки. Подобные исследования проводятся и для линолеума, и для керамики.
Ориентировка на экологическую маркировку – самый простой инструмент, который позволяет сделать выбор в пользу более экологически безопасного материала. В России такая экомаркировка – это «Листок жизни», признанная международным сообществом. А полный перечень экомаркировок, которым можно доверять, можно найти в бесплатном мобильном приложении «Экополка».
Ерулан Оспанов
Главный инженер проектов DNT (г. Алма-Ата, Казахстан)
В контексте концепции жизненного цикла здания (ЖЦЗ) выигрывают современные технологичные материалы с более длительным сроком службы, способные эффективно работать в разных климатических условиях, обеспечивающие возможность эксплуатации без затрат на ремонтные работы. Зачастую, как, например, в случае с керамическими материалами, они дороже по ценовым характеристикам. Впрочем, данные затраты окупаются при дальнейшей эксплуатации.
Во всем мире известны и широко используются керамические стеновые материалы благодаря своим высоким потребительским свойствам. Технология и средства их производства постоянно совершенствуются, а здания из керамических материалов считаются признаком добротности и долговечности. Многовековой опыт показывает, что здания и сооружения, возведенные из керамических стеновых материалов, обладают высокой долговечностью и комфортностью. Фасады из качественных лицевых керамических материалов способны прослужить в строительной конструкции более 100 лет.
В то же время процесс работы с керамикой гораздо сложнее, ввиду того, что материал требует большего уровня знаний, специализации проектировщиков, а также данный материал отличается относительной дороговизной по сравнению с альтернативными вариантами.
Являясь недешевым вариантом для строительства, качественные керамические материалы выступают гарантом значительной экономии при эксплуатации объекта, в то время как альтернативные материалы способны уменьшить затраты при строительстве, однако являются дорогостоящими в дальнейшем процессе эксплуатации.
Если говорить о перспективах, важно отметить, что некоторые виды керамических материалов до сего времени являются незаменимыми и наиболее распространенными в строительстве. Так, несмотря на гигантское развитие в последний период стеновых материалов, особенно железобетонных, выпуск глиняного кирпича составляет очень большую долю в производстве всех стеновых материалов.
Керамические облицовочные плитки, несмотря на развитие их производства на основе полимеров, все еще остаются основным материалом для отделки санитарных узлов и других помещений с режимом повышенной влажности, химической агрессивности и высоких гигиенических требований. Для облицовки зданий керамические материалы также не потеряли своего значения, хотя появилось много новых видов. Особенно существенен рост выпуска керамзита. Эксперты отмечают, что штучный не индустриальный кирпич пока остается основным стеновым материалом, составляя половину всех стеновых материалов, которые применяются в настоящее время.