Керамические материалы в строительстве: проблематика и перспективы
Тема недели
preview

Керамические материалы, как известно, отличаются своей долговечностью. Однако сравнение цен на кирпич и, к примеру, ячеистый бетон обычно бывает не в пользу первого. Впрочем, здесь стоит учитывать не только стоимость строительства и монтажа (в случае с керамикой эти пункты, действительно, выходят на порядок дороже), но также затраты на эксплуатацию и утилизацию. Рассматривать вложения в строительство теперь стараются с точки зрения внедрения концепция жизненного цикла зданий. STROY.EXPERT не исключение. Как чувствует себя рынок керамических материалов сегодня? Какой выход из затянувшегося застоя отрасли видят основные игроки? Экологичнее ли кирпич пенополистирола? На эти и другие вопросы отвечают эксперты.


Из кирпича возводят дома в буквальном смысле на века – добротные, с нормальной толщиной стены. Строя дома из ячеистого бетона, ширина блока которого – 20 см, невозможно избежать ситуации, когда внутреннюю стену такого материала приходится утеплять, оставлять зазор или вплотную облицовывать снаружи тем же кирпичом 12 см шириной. Потребитель, конечно, слабо разбирается в нюансах - как происходит выбор стройматериалов? Зачастую строитель просто приводит покупателя на площадку и убеждает его в том, что надо использовать конкретное решение. Потребитель верит. Строитель, как правило, использует низкоквалифицированную рабочую силу и низкого же качества стройматериалы, возводя не самый безопасный с точки зрения экологичности и технологичности объект. Если сравнивать кирпич и газобетонные блоки, становится понятно, что работа квалифицированного каменщика на 1 кв. м стены стоит в разы больше, чем в случае с укладкой блоков. Строителей это прельщает, а страдает конечный потребитель.

В Ассоциации производителей керамических материалов, к слову, пошли по такому пути: делают для строителей специальные альбомы, рекомендации по применению, чтобы они понимали, как упростить работу с конкретным материалом. Это не своды правил, они необязательны для применения, но именно эти пособия помогают застройщикам сориентироваться.

В свою очередь к игрокам рынка керамических материалов, наконец, пришло осознание, что доказывать потребителю достоинства конкретного материала нужно каждый день, нельзя почивать на лаврах, думая, что все клиенты знают, насколько кирпич или облицовочный камень лучше газобетона. Сейчас все без исключения крупные производители работают с архитекторами, с корпусом проектировщиков, проводят конкурсы для них, стимулируя возвращаться к материалам, применять их в работе вновь и вновь.

По словам участников рынка, одна из ключевых проблем – продажа некоторыми недобросовестными продавцами продукции ненадлежащего качества, иногда рядовую продукцию выдают за лицевую, что значительно повышает ее конечную цену. Это чревато, но система мониторинга и ответственности поставщиков продукции, к сожалению, пока работает таким образом, что по большому счету всем удаётся уходить от ответственности. Выход многие производители находят в создании Торговых домах при заводах, организации региональных продаж на местных, локальных рынках. Рынок постепенно выстраивается, производственники постепенно учатся работать по рыночным правилам.


Альберт Попов
Директор Ассоциации производителей керамических материалов (АПКМ)

Как сегодня чувствует себя рынок керамических материалов?

Наш рынок движется за строителями. Сейчас спрос на квартиры со стороны покупателей все еще падает. Однако самый сложный период пришелся на 2016 год. Кирпич – очень сезонный товар, цена падает к началу зимы, а весной (с марта-апреля) заключаются крупные контракты, растет объем индивидуальных заказов. В результате объемы продаж увеличиваются, а объемы запасов на складах сокращаются.

В декабре 2014 года площадки отечественных производителей кирпича сильно оскудели. Народ вывозил кирпич оттуда или просто покупал впрок, оставляя на хранение там же, чтобы вывезти весной. Собственники предприятий радовались – вроде бы все распродали. В январе 2015 года заводы продолжали работать на полную мощность, мало кто ушел на плановые ремонты, видя, что площадки стоят пустые и надо производить новые партии.

Более того, начали возвращать сокращенные ранее рабочие смены, продолжали наращивать объемы. Однако спроса весной 2015 года так и не случилось, положительной динамики в продажах не было, и это была катастрофа. Для производителей керамических кирпича и камня это стало своеобразным уроком выживания.

С трудом преодолев 2015 год, мы рассчитывали на благоприятный 2016 год. Действительно, некоторый сезонный спрос был, но он бы не настолько ярок, как ожидалось. По итогу 2016 года мы получили общее снижение рынка на 8-10% по сравнению с предыдущем периодом.

Какие прогнозы по 2017 году?

Роста мы не ждем. Ситуация будет такая же или даже немного хуже.

Такая ситуация сложилась только в результате падения спроса на жилье или может связана с конкуренцией со стороны других строительных материалов (таких как ячеистый бетон, газоблоки, например)?

Аналогичная ситуация наблюдается сейчас у всех производителей материалов, неважно – речь идет о заводах по производству кирпича или бетона. Нельзя сказать, что только производители стеновой керамики утратили свои позиции по отношению к производителям других видов стеновых материалов.

Приведу пример. Несколько лет назад по всей России бушевали пожары, вызванные сильнейшей засухой. В ряде особо пострадавших регионов была принята программа поддержки погорельцам, по которой в авральном режиме стали возводиться целые поселения с использованием самых разных материалов, которые только были в наличии. В это время завод «Тербунский гончар» в Липецкой области, оснащенный по последнему слову техники, освоил выпуск крупноформатного керамического камня, потребление которого тормозилось незнанием этого нового для региона вида продукции. Завод даже вынужден был перейти на понятный для всех традиционный лицевой кирпич, который, к слову, у «Тербунского гончара» получается отличного качества и широкого ассортимента.

Что же в итоге мы увидели? Те погорельцы, которым досталось жилье в каркасных домах, не смогли прожить в них и пары лет. Получившие жилье в домах из ячеистобетонных блоков также предпочли быстро продать это «жилье». И только те счастливчики, которые заехали в дома, построенные из керамики, своим довольным видом демонстрировали качество, долговечность и комфортность жилья из крупноформатного керамического камня. Лучшей рекламы и представить было нельзя – весь запас этого нового для российского рынка материала был раскуплен в этот же сезон. Теперь липчане завозят эту продукцию из других регионов, пока местный производитель удовлетворяет спрос на традиционные виды стеновой керамики.

По нормативно-технической базе над чем сейчас работает Ваша Ассоциация? Что в приоритете?

У нас сейчас широко обсуждается вся нормативная документация по нашей отрасли. К сожалению, отдельные производители пытаются продвинуть свои стандарты, имеющие узкоспециализированное направление, которые могут дать прибыль только одному-двум производителям керамики, но при этом «убить» остальных.

АПКМ ведет разработку стандартов максимально публично – предлагаем всем участникам рынка вносить свои предложения и замечания. Сейчас мы выстроили достаточно стройную нормативно-техническую базу по нашим видам строительных материалов. У нас есть два главных стандарта на выпускаемую продукцию в разделе стеновой керамики: один межгосударственный, ГОСТ 530-2012, который описывают всю линейку нашей продукции с полным набором технических требований, был подготовлен совместно со специалистами из Научного центра керамики (ВНИИСТРОМ «Научный центр керамики», причем эти же специалисты делали и предыдущую редакцию стандарта), а также национальный стандарт, который аутентичен аналогичному европейском нормативу, который используется нашими коллегами в Европе.

В 2012 году АПКМ совместно с Научным центром керамики ВНИИСТРОМ завершил разработку современного норматива на всю линейку стеновой керамики (ГОСТ 530-2012), где описаны требования ко всем видам выпускаемой нашими заводами продукции. Туда же впервые вошли требования к новому для российского рынка и технического нормирования материалу – стеновому клинкеру. Также был разработан отдельный стандарт на брусчатку клинкерную для мощения дорог – ранее этот материал даже не выпускался в России. Кстати, наш кирпич клинкерный для мощения, в отличии от всех других конкурирующих материалов, обладает уникальными характеристиками: он долговечен, легок в эксплуатации, устойчив к стиранию, к воздействию всех видов агрессивных сред. В Западной Европе, к примеру, центры городов вымащиваются именно этим материалом. Да и в Киеве мы также можем увидеть мостовые из этого вида эстетичного и долговечного материала.

Конечно, сегодня настало пора снова пересматривать ГОСТ-530. Сейчас наша Ассоциация совместно с Научным центром керамики ВНИИСТРОМ подает заявку на такой пересмотр в Росстандарт – теперь при актуализации будет учтен опыт использования нынешней редакции, а также практика производителей стеновой керамики, проектировщиков, строителей и потребителей (новации, связанные с хранением и транспортировкой, другие немаловажные дополнения).

Еще у нас большие планы в части разработки новых и изменения действующих Сводов правил (или СНИПов – по-старому). В этом году выйдут соответствующие изменения, подготовленные при непосредственном участии АПКМ. В данных изменениях к действующим СП есть несколько нюансов – более точные формулировки, связанные с проектированием ограждающих конструкций и детализирующие применение горизонтальных, вертикальных деформационных швов, верхних слоев кладки под перекрытием, чтобы избежать любых лучаев разрушения кладки с использованием стеновой керамики. Предусмотрены также моменты, которые нивелируют брак в строительстве и ошибки на этапе проектирования. Также обсуждаем поправки к СНИПу «Тепловая защита зданий», который подготовил НИИ строительной физики. В данном проекте поправок ужесточены требования к дверным проемам, к оконным конструкциям.

Прошедшие темы
Своды правил на высоте: что даст толчок высотному строительству?09 октября - 15 октября, 2017
Как не превратить типовую застройку в жилые гетто?02 октября - 08 октября, 2017
Кто заплатит за безопасный лифт?25 сентября - 01 октября, 2017
СРО по осени считают: что ждет отрасль после 1 октября?18 сентября - 24 сентября, 2017
Smart house: автоматизируй это, или Новая матрица домашней реальности11 сентября - 17 сентября, 2017
Проблемы повышения энергоэффективности котельного оборудования04 сентября - 10 сентября, 2017
Концессионный удар: решит ли ГЧП проблему с износом ЖКХ28 августа - 03 сентября, 2017
Ипотека-2017: ставки вниз21 августа - 27 августа, 2017
Стройиндустрия 4.0: о перспективах нетипичных технологий14 августа - 20 августа, 2017
Компфондом единым: о последствиях для застройщиков, банков, потребителей07 августа - 13 августа, 2017
Силикатные изделия – материалы будущего?31 июля - 06 августа, 2017
Финансирование строительной отрасли: источники, проблемы, перспективы24 июля - 30 июля, 2017
Металлургия и строительство: нетрадиционные решения17 июля - 23 июля, 2017
Цемент в России-2017: проблемы и перспективы10 июля - 16 июля, 2017
Реформа ценообразования в строительстве: эксперты о запуске ФГИС03 июля - 09 июля, 2017
Керамические материалы в строительстве: проблематика и перспективы26 июня - 02 июля, 2017
Жизненный цикл зданий: изменение нормативов в строительстве19 июня - 25 июня, 2017
Алюминий в строительстве: проблемы и перспективы «крылатого металла»12 июня - 18 июня, 2017
Кто финансирует дорожное строительство в России?05 июня - 11 июня, 2017
Какие препятствия встали на пути у российских высоток?29 мая - 04 июня, 2017
Stroy.Expert
57,57 67,93