Основная проблема российских торговых центров — схожесть

Илья Мейтыс

Сейчас для того, чтобы привлечь аудиторию в уже функционирующие и только открывшиеся торговые центры, девелоперы всячески пытаются сделать их максимально оригинальными и удобными для всех категорий потребителей, поскольку внешний облик и функционал ТЦ играют не последнюю роль при принятии решения, какой именно торговый центр посетить и посетить ли его вообще. О том, как выглядят новые торговые центры, и чем они могут привлечь покупателей, рассказал порталу STROY.EXPERT Илья Мейтыс, руководитель архитектурного бюро «АРХКОН».


Если сравнивать первую волну торговых центров (Новинский или Смоленский пассаж) и нынешние, то можно увидеть смену локации: они перестали строиться в центре, и в связи с этим отпала необходимость вписываться в архитектурную среду внутри Садового кольца. Архитектура стала более современной, ушла помпезность: в наружном облике реже применяются дорогостоящие наружные материалы. Интерес сместился в сторону интересных пространственных решений, с другой стороны, появилась унификация внешнего облика — большинство ТЦ похожи друг на друга. И это в целом издержки сегмента, потому что в зарубежной архитектуре такая тенденция тоже существует.

Столичные архитекторы проектируют не только в столице, но и в других городах. Поэтому некоторые региональные торговые центры сопоставимы со столичными. В то же время в регионах есть здания, которые по архитектуре больше похожи на музеи, чем на ТЦ, и как следствие, они плохо отвечают коммерческим задачам.

Сейчас при строительстве торговых центров применяются такие решения, позволяющие сократить сроки и стоимость и при этом сохранить внешний вид. Широкое распространение получили алюминиевые фасадные технологии, которые дают удешевление и минимизацию временных затрат, неприхотливы в уходе и не требуют дополнительных расходов. Также стали больше использоваться технологические решения, которые становятся частью архитектурных, и в то же время позволяют справиться с конкретными задачами торговых центров: например, мультимедийные фасады, интерактивные информационные панели и сенсорные киоски. Кроме того, большое значение придается светодизайну. А из стандартных решений можно отметить панорамные лифты.

Общая тенденция в архитектуре и концепции ТЦ — создание комфортной среды, применение озеленения, рекреационных зон. Они становятся важны для совершения спонтанных покупок, поскольку поход в ТЦ рассматривается как вид семейного досуга. Характерно перетекание друг в друга внешнего и внутреннего пространства. Сейчас предусматриваются и зоны торговли, и размещение детских городков. Насыщение ТЦ какой-то неторговой функцией, не связанной с торговлей, например, как в случае с ТЦ «Океания» с океанариумом внутри.

Сейчас в России существуют торговые центры, которые в отдельных решениях превзошли западные. Например, если говорить о размерах, то «Авиапарк» является самым крупным ТЦ в Европе. Тем не менее, основная проблема российских ТЦ — схожесть. Но с другой стороны, в той же Финляндии стоят рядом одинаковые ТЦ, отличающиеся только цветом.

Что касается будущего торговых центров, возможно, их не будет вообще — все уйдет в онлайн-торговлю, или они будут переформатированы в культурные центры. Однако у ТЦ есть конкурентное преимущество перед онлайн-торговлей: туда можно пойти всей семьей, а онлайн — нет. В ближайшем будущем торговые центры ожидает соединение в них образовательной и развлекательных частей, а также их объединение с парками — возникновение крытых пространств, сочетающих в себе функции парков и торговли, как это реализовано в Финляндии.

12:37, 24 января 2017
Stroy.Expert
64,07 74,18