«Болезни роста» российских ГЧП-проектов: итоги и перспективы: Антон Чертов

Конечно, государственно-частное партнерство – это оптимальный механизм не только для привлечения инвесторов в сферу ЖКХ, но и для защиты их интересов, а соответственно, и интересов граждан. Государственно-частное партнерство позволяет создавать здоровую конкуренцию на монопольном рынке. Одной из ключевых задач группы компаний «Росводоканал» в рамках проектов государственно-частного партнерства является оказание потребителям качественных услуг водоснабжения и водоотведения. При этом на реализацию проектов существенно влияют условия формирования доходной части проекта и регуляторное давление. В настоящее время проекты ГЧП в сфере водоснабжения и водоотведения реализуются в условиях жесткого государственного регулирования.

Правильнее, на мой взгляд, говорить не о проблемах, а о вопросах, которые стоят на повестке и, что самое главное, решаются. И вопросы эти касаются как непосредственно законодательства о концессионных соглашений, так и в целом регуляторной среды.

Одним из самых сложных вопросов остается стимулирование муниципальных образований к переходу на концессию. Существующая практика свидетельствует, что решение привлечь частного инвестора, как правило, обусловлено крайне негативной обстановкой с предоставлением коммунальных услуг (ненадлежащее качество, нарушение непрерывности) действующим оператором, унитарным предприятием, и невозможность последнего исполнять обязательства перед кредиторами.

Муниципальные унитарные предприятия, не являющиеся убыточными, рассматриваются как флагманы муниципальной экономики, в том числе решающие социальные задачи (например, финансирование хоккейных и футбольных команд), и передавать их инвестору никто не торопится. Следовательно, нужно повышать привлекательность концессии для муниципалитетов, например, через предоставлением им «защищенного» и легального источника дохода при реализации концессионного соглашения. Таким источником может являться концессионная плата, уплачиваемая концессионером концеденту. Для реализации указанной задачи необходимо вернуть концессионной плате значение критерия конкурса в отношении объектов ЖКХ и снять установленные в законе ограничения на ее расчет, одновременно исключив учет такой концессионной платы при установлении тарифов.

По сегодняшний день одними из наиболее острых вопросов, тормозящих реализацию проектов ГЧП в ЖКХ, являются организационные: неоформленное имущество (преимущественно сетевые объекты), несформированные земельные участки, долги ГУПов и МУПов, завышенные планы по модернизации инфраструктуры и объемы потребления товаров и услуг в схемах водоснабжения и водоотведения и схемах теплоснабжения.

Вопрос регистрации права муниципальной собственности на объекты инфраструктуры имеет долгую историю, но и по текущую дату не имеет эффективного решения. Таким решением мог бы стать подход, аналогичный примененному в отношении высвобождаемого военного имущества, передаваемого в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность: определение единого правоустанавливающего документа, который бы подтверждал возникновение и наличие права собственности (например, перечень объектов инфраструктуры, утвержденный решением представительного органа муниципального образования), и предоставление органам местного самоуправления полномочий по составлению технических планов в отношении объектов недвижимого имущества.

Необходимо также существенно упрощать существующее экологическое и тарифное регулирование. Действующее экологическое законодательство предъявляет завышенные и во многом неисполнимые требования к составу и свойствам отводимых в водные объекты сточных вод, как и предусматривает существенные штрафы и требование возмещения вреда водному объекту в результате сброса сточных вод, размер которых может превышать годовую выручку водоканала. Причем указанные требования могут не соответствовать условиям концессионного соглашения о сроках достижения параметров качества сточных вод концессионером. Также предъявляются избыточные требования к продуктам из осадка сточных вод, которые могут в том числе использоваться в качестве удобрений.

Следовательно, необходимо предусмотреть синхронизацию обязательств концессионера по концессионному соглашению и его обязанностей как лица, оказывающего негативное воздействие на окружающую природную среду, перейти на технологическое нормирование исходя из наилучших доступных технологий (планируется с 2019 года) и обеспечить широкое повторное использование осадка сточных вод.

Законодательство о государственном регулировании тарифов, к сожалению, не предусматривает четкого целеполагания в тарифной политике: государство стремится контролировать, прежде всего, и всячески снижать «тарифные сметы» регулируемых организаций, хотя приоритетом должно быть качество.

Необходимо четко расставить приоритеты в целях: государство (орган регулирования тарифов) проверяет экономическую обоснованность расходов регулируемой организации при установлении долгосрочных тарифов (рыночные цены и необходимость расходов с учетом планов развития и состояния инфраструктуры), государство контролирует качество товаров и услуг, и при этом, если регулируемая организация достигает показателей качества и надежности, государство не проверяет каждую статью расхода такой организации.

Отвечая на вопрос о том, насколько эффективны сегодня меры государственной поддержки бизнеса, работающего в сфере ЖКХ, отмечу следующее: до последнего времени поддержка государства была направлена в основном на проекты в малых и средних населенных пунктах, при этом вне зависимости от формы реализации проекта (в том числе и при реализации проекта МУПом). Вместе с тем, объем капитальных вложений в водоснабжении и водоотведении в условиях ограничений роста платы граждан требует привлечения бюджетного софинансирования и в проектах в крупных городах.

Представляется необходимым направлять бюджетную поддержку приоритетно на софинансирование создания, реконструкции (модернизации) объектов инфраструктуры по концессионным соглашениям. При этом необходимо учитывать потенциальную доходность инвестора при реализации проектов в соответствующей сфере. Например, в сфере обращения с ТКО достаточно высока доля нерегулируемого дохода, что может обеспечить реализацию проекта и без бюджетного софинансирования.

Напомню, что с 1 января 2017 вступила в силу поправка в 115-ФЗ о возможности укрупнения объектов в разных муниципальных образованиях в рамках одного проекта. Возможность проведения совместных конкурсов позволит объединять объекты инфраструктуры крупных и малых и средних поселений в один конкурсный лот и, тем самым, не только балансировать экономику проектов, но и повышать конкуренцию за счет привлечения крупных инвесторов.

В заключении хотелось бы отметить то, чего мы ждем от рынка и государственных органов в сфере исполнения концессионных схем в ЖКХ. В первую очередь, надо пересмотреть критерии выделения бюджетных средств для поддержки проектов в сфере ЖКХ: Необходимо установить приоритетность софинансирования капитальных вложений и софинансирования процентной ставки по кредитам, привлеченным для их осуществления в рамках концессионных соглашений или договоров аренды. Также надо учитывать потенциальный эффект для потребителей от реализации данного проекта.

17:48, 24 декабря 2017
Stroy.Expert
56,76 69,26