«Болезни роста» российских ГЧП-проектов: итоги и перспективы: Ольга Сердюк

Проблематика развития государственно-частного партнерства в нашей стране настолько масштабная, что сегодня необходима комплексная государственная поддержка таких проектов и для этого должен быть создан специализированный институт. Задачами данного института должны стать организационно-техническая поддержка проектов, обеспечение функции «единого окна» и - самое главное - создание системы разделения рисков инвесторов по проектам. Как видите, набор инструментов должен быть достаточно широким и касаться качества подготовки проектов.

Вопрос обеспечения входа инвесторов в ГЧП-проекты становится более чем актуальный, для этого необходимо решить проблему разделения рисков. Качество реализации проектов также очень сильно страдает (обещание делаются, но мало кто привык доводить свои обещания до конца). За 2016-2017 годы более 50 проектов было запущено благодаря финансированию нашего Фонда. Общая стоимость привлеченных инвестиций, включая государственные средства - 12 млрд рублей. Это очень большой результат, учитывая, что 5 млрд рублей из них - средства нашего Фонда, а оставшиеся 6 млрд - участие субъектов и муниципалитетов федерации.

Механизм концессионных соглашений, безусловно, доказал свою актуальность и эффективность. Но мы пришли к выводу, что также необходимо разработать широкий набор государственной поддержки подобных инструментов, нужны стандартные требования к типизации проектов. Причем стандарт должен быть не один, их должно быть несколько. Это своего рода ответ на вопрос о низком качестве подготовки проектов, которое ведет к росту уровня отсева.

Стандартизация и типизация должна развиваться - это путь в правильном направлении.

Сегодня мы уже можем выделять риски, которые влияют на привлечение инвесторов, а также четко увидеть, какие именно инструменты позволяют эти риски снимать. В каких то проектах, в зависимости от их финансовой обеспеченности, это могут быть гарантии институтов развития, где-то должны предоставляться льготные займы. Есть проекты, где в силу их социальной значимости очень долгая окупаемость, а значит при их реализации нам все равно не обойтись без субсидий.

Надо понимать, что часто возникает необходимость реализации проекта с такой высокой социальной значимостью, которая превалирует над экономикой самого проекта, что по последнему параметру его вообще не нужно оценивать. Это касается реализации ГЧП-проектов в отделенных районах Крайнего Севера. Например, мы хотим, чтобы в Якутии были города, где могли бы жить люди и развивать регион. В этих случаях государству придется поддерживать тепло, обеспечивать водой, вкладывать деньги и выделять субсидии. При этом всегда можно понять, какой проект требует субсидий, а где - других мер поддержки.

На самом деле, сфера ЖКХ в отличии от транспортной сферы, характеризуется большим количеством мелких объектов. Это во многом связано с историческими аспектами. На сегодняшний день в нашей стране насчитывается более 26 тыс. организации коммунальной инфраструктуры. В каждом муниципальном образовании есть свои котельные, их очень много и они небольшие - это особенности развития данной сферы. Хотя сейчас есть попытки укрупнения, объединения объектов.

Одна из задач игроков и редукторов рынка - поиск наиболее эффективных механизмов, предоставление широкой линейки инструментов. Вопрос с финансированием небольших проектов может решаться, например, через объединение их в пулы. Если мы научимся объединять в пулы, основываясь на стандартизированных требованиях к рамочным концессиям, то с помощью механизма СФО при поддержке Фонда развития мы сможем добиться эффекта, когда будет приходить инвестор и вкладывать только в те проекты, которые ему интересны.

Выпуски облигаций СФО обеспечения выручкой до 500 млн эмиссионных соглашений смогут объединять выпуски облигации на сумму в несколько миллиардов рублей. Понятно, что такая схема для институциональных инвесторов уже является активом, с которым можно начинать работать. Я уверена, что будущее именно за этими новыми инструментами.

Кроме вышеперечисленных функций, необходимо внедрять механизмы обучения. Иногда мы не можем найти общий язык с регионами, они нас не понимают. Важно обучиться не только самим, но и научить других. А главное - получить от них обратную связь. И здесь функция института развития может быть самой полезной и эффективной.

17:51, 24 декабря 2017
Stroy.Expert
66,62 75,54