Почему возникают сложности с комплексным освоением пригородных территорий? Инженерные сети, коммуникации на этих площадках уже давно себя изжили, надо развивать инфраструктуру в полях. И механизмы ГЧП тут вряд ли чем-то помогут. Тем более, что в соответствие с федеральным законодательством о технологическом присоединении строительных объектов, основная нагрузка все равно ложится на застройщика.
На сегодняшний день в российских регионах складывается следующая ситуация: весь запас инженерной инфраструктуры, доставшейся в наследство от советского периода, фактически исчерпан. Комплексное развитие территорий возможно, если параллельно со строительством (или непосредственно перед началом застройки) вкладываются значительные инвестиции в проведение соответствующей инфраструктуры, инженерных сетей, километров электрических кабелей и теплотрасс. Кроме этого, заход на любую такую площадку более 10 га связан с получением индивидуального тарифа на технологическое присоединение в рамках комплексной застройки не только жилых объектов, но и создание всей социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры.
Если говорить о государственном софинансировании, в нашем регионе такие механизмы существуют, но все они в основном касаются технопарковых проектов. Любой технопарк, медицинский или био-технопарк, размещаемый на территории от 8 га, может получить финансовую поддержку государства на создание инфраструктуры. По линии Минэкономразвития РФ предполагается помощь в размере до 200 млн рублей. Минпромторг РФ также может компенсировать некоторые затраты. Правда обоснованность такого возмещения еще нужно доказать. Более того, необходимо сначала построить объект, а уже потом получить компенсацию.
По проектам жилищного строительства такой поддержки застройщикам, к сожалению, не предоставляют - ни по линии федеральных программ, ни по линии областных.
В целом, если говорить про инструменты ГЧП и их применении в Новосибирской области, отмечу одно – схема не работает. Отчасти это объясняется еще и тем, что в предыдущие годы экономика застройщиков позволяла самим нести все расходы по возведению инженерных объектов, которые включались в себестоимость возводимого жилья. Маржинальность строительного бизнеса в Новосибирске еще недавно была выше, чем в соседних регионах, таких как Кемеровская область или Алтайский край. Так что справлялись своими силами. Но сейчас ситуация поменялась.
Что касается самой идеи по комплексному освоению территорий, для такого региона как Новосибирска область - это не нужная инициатива. Дело в том, что центральная часть города и территория, находящаяся в средней удаленности от центра, хорошо обеспечена инженерными сетями, имеет неплохую транспортную доступность. Возникает вопрос – зачем нам осваивать поля под комплексную застройку, где нет (и не появится в ближайшие годы) никакой нормальной жизни, если можно развивать уже имеющиеся объекты?
Вместо того, чтобы идти по пути комплексной застройки новых территорий, давайте заниматься реновацией внутри города. Для Новосибирска это особенно актуально. У нас большой город, в котором зимой, например, выпадает много снега. И ничего хорошего, в том, чтобы из городского бюджета выделять деньги еще и на очистку от снега дальних окраин, – нет.
У нас в Новосибирске на каждого жителя приходится по 25 кв метров – показатель обеспеченность имеющимся жильем – и это достаточно много. При такой обеспеченности необходимости в строительстве большого количества нового жилья в полях просто нет. Давайте лучше займемся реновацией имеющихся территорий. У нас и внутри города есть еще неплохие запасы, которыми нужно заниматься.
Спрятать