Президент Ассоциации Региональное отраслевое объединение работодателей «Саморегулируемая организация Строителей Сибирского региона» Александр Владимирович Савельев об административных барьерах в строительстве.
Пять лет назад наша организация - «СРО Строителей Сибирского региона» провела анализ количества административных процедур, через которые приходится проходить застройщикам в процессе реализации строительных проектов. Мы оценили, как соотносится количество административных процедур в Новосибирской области с общим количеством по России. Ситуация сложилась примерно следующая: до завершения полного инвестиционно-строительного цикла, состоящего из 5 основных этапов (1 - землеустроительная, градостроительная подготовка земельного участка, 2 – проектирование, 3– строительство, 4 – ввод объекта в эксплуатацию и 5 – государственный кадастровый учет и госрегистрация прав собственности), новосибирская компания была вынуждена проходить до 115 процедур. В среднем же по России их количество составляло 100-102 процедуры. Все они - разрешительные документы, согласования и прочее - делятся на те, которые определены федеральными законами и устанавливаемые областными и муниципальными актами.
С тех пор прошло пять лет, но ситуация принципиально не изменилась! Хотя были приняты нормативные документы, в частности распоряжение Правительства РФ от 29 июля 2013 года, которое предусматривало создание плана мероприятий, дорожной карты по совершенствованию правового регулирования градостроительной деятельности. Впоследствии в эту дорожную карту вносились изменения и дополнения. Исходя из предписаний федеральными органами власти, количество процедур не должно было превышать 42, а время их прохождения – 344 дня. Однако зачастую многие из этих специальных процедур отдавались на откуп субъектам РФ. В результате их количество и время согласования увеличивалось.
В целом принятые решения должны были способствовать сокращению административных барьеров в области жилищного строительства и улучшению предпринимательского климата в регионах. Однако, несмотря на реформирование системы государственного регулирования в сфере жилищного строительства, в Новосибирской области до сих пор так и не создан благоприятный инвестиционный климат, позволяющий сформировать эффективный локальный рынок строительства.
Одна из причин - наличие высоких административных барьеров и низкой информационной прозрачности при реализации инвестиционно-строительных проектов. Сегодня в общении с новосибирскими застройщиками приходится часто слышать о том, что улучшения делового климата и сокращения административных барьеров за последние годы так и не случилось.
С чем это связано? Все просто. Приведу совсем свежий пример. Сравнительно недавно были приняты новые нормативные акты, внесено изменение в законодательство по 214-ФЗ. Какие-то поправки по нему начнут действовать с 1 июля, часть вступили в силу с 1 января (в частности по формированию государственного компенсационного фонда). В результате определены новые требования к застройщику (всего 9 дополнительных требований), в том числе к собственному капиталу компании, который привязан к объему застраиваемых площадей. Все это усложняет процесс согласования и получения разрешений.
Таким образом, решая одну проблему, на ее месте мы создаем 10 новых так называемых административных барьеров. В условиях же падающего рынка недвижимости, новации совсем не способствуют тому, чтобы строительная отрасль вышла из затяжного кризиса. Чтобы запустить инвестиционные процессы нужны доступные кредиты, а с ними сегодня плохо. В кредитном портфеле банков Новосибирской области кредитование строительства составляет не более 3%.
На этом неблагоприятном финансово-экономическом фоне следует особое внимание уделить не только финансам, но и нормативно-законодательной, административной формам поддержке. В последние пять лет не принято практически никаких поддерживающих строителей решений; все изменения законодательства направлены преимущественно на ужесточение мер воздействия на застройщиков, на создание разного рода дополнительных обременений для них. Необходимо стремиться развернуть эту ситуацию в более благоприятную для застройщиков сторону.
Возвращаясь к теме административных барьеров в строительной отрасли, хочется выразить одну простую мысль: сейчас не самый лучший период для принятия всех этих законов, которые вступили в силу в последнее время. Отрасль в критическом состоянии, а мы продолжаем экспериментировать, создавая дополнительные преграды. Сейчас нужно искать новые способы стимулирования жилищного строительства, расширять льготы и послабления, а с принятием новых законов, усложняющих и без того нелегкую участь строительного бизнеса, лучше подождать. Всему свое время!
Спрятать