Кто заплатит за безопасный лифт?: Максим Клименко

Нормативная база по лифтам сейчас представлена двумя обязательными к исполнению документами: Техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011) и Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 июня 2017 г. № 743, которые 30.08.2017 вступили в силу и еще не успели проявить себя.

Все остальное – ГОСТы, применение которых – добровольное.

Начнем с Техрегламента. Обязательные требования к лифтам установлены ТР ТС 011/2011. Согласно статье 6 ТР ТС, соответствие лифта требованиям Техрегламента на разных этапах жизненного цикла подтверждается по-разному.

  • на стадии изготовления – обязательная сертификация (сертификаты на лифты и устройства безопасности лифтов оформляет производитель).

  • на стадии ввода в эксплуатацию – декларирование соответствия и первичное техническое освидетельствование перед пуском в работу (декларацию оформляет застройщик или будущий управляющий объектом с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории).

  • на стадии эксплуатации (в течение назначенного срока службы) – техническое освидетельствование не реже 1 раза в 12 месяцев с привлечением аккредитованного экспертного центра.

  • когда лифт отработал назначенный срок службы (или через 25 лет со дня ввода в эксплуатацию) –обследование с привлечением аккредитованного экспертного центра.

Если мы говорим о новостройках, то это стадия ввода объекта в эксплуатацию (или первый год эксплуатации). На данном этапе застройщик (или иное уполномоченное лицо), а позднее – управляющая организация, должны оформить декларацию соответствия, провести первичное техническое освидетельствование и застраховать лифты как опасные объекты.

Кроме того, без страхового полиса на лифты (и без первичного технического освидетельствования) не выдают разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию согласно статье 55 Градостроительного кодекса РФ.

Поэтому те застройщики, которым удается ввести в эксплуатацию МКД с неисправными лифтами либо вводят госорганы в заблуждение, либо попросту «покупают» разрешение на ввод.

30 августа 2017 года вступили в силу новые Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24 июня 2017 года № 743. Этот документ устанавливает однозначные и подробные требования к владельцам лифтового оборудования, к эксплуатации и обслуживанию лифтов.

Хочется верить, что новые правила позволят упорядочить «лифтовую» сферу, а также снизить число аварий на объектах. Основными причинами таких аварий, как правило, являются:

  • технические неисправности (естественный износ, недостатки в регулярном обслуживании и т.д.) и откровенно аварийное состояние некоторых объектов;

  • недостаточное внимание к лифтам со стороны надзорных органов (Ростехнадзор, жилинспекция);

  • непрофессиональный подход к обслуживанию и ремонту лифтов со стороны владельцев (управляющих) и специализированных организаций;

  • низкая квалификация персонала как управляющих компаний, так и обслуживающих (ремонтных) организаций;

  • некомпетентность или «продажность» экспертных центров, которые проводят ежегодное техническое освидетельствование или обследование лифтов.

Новые правила по лифтам прояснили «авариный» вопрос. Теперь мы точно знаем, что ответственность за неисправности и случаи аварий несет владелец лифта, а именно (п. 3 новых Правил):

  • юридическое лицо или ИП, владеющие объектом и осуществляющие использование и содержание объекта;

  • лицо, осуществляющее управление МКД в соответствии с Жилищным кодексом РФ;

  • специализированная организация, заключившая договор о содержании и ремонте общего имущества МКД в отношении лифта (если домом управляют непосредственно собственники помещений)

Именно владелец должен обеспечивать:

  • организацию периодического осмотра лифта;
  • обслуживание и ремонт лифта, а также системы диспетчерского контроля;
  • круглосуточное аварийно-техническое обслуживание;
  • информирование людей о средствах и способе связи с аварийной службой, а также правилах пользования лифтом.

А также приостанавливать использование лифта при возникновении угрозы жизни, здоровью и имуществу граждан и назначать ответственного за организацию эксплуатации лифтов из числа квалифицированного персонала (раньше все эти требования не были обязательными).

Важно сказать, что новые Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24 июня 2017 года № 743, – это архиважный шаг в лифтовой сфере за последние 4 года. Правила наконец-то установили однозначные и достаточно жесткие требования к эксплуатации и обслуживанию лифтового хозяйства, к обслуживающему лифты персоналу, его квалификации и компетентности. Прояснили функции владельца лифтов (управляющего) и специализированных (обслуживающих, экспертных) организаций, в том числе с позиции их влияния на безопасность объектов.

Но вот вопрос – будут ли все эти требования соблюдаться?

Ведь по-прежнему не установлена мера ответственности за нарушения в лифтовой сфере – ни штрафов, ни иных административных взысканий.

Ростехнадзор и другие надзорные ведомства не получили дополнительных контрольных полномочий – проверки так же 1 раз в 3 года, предписания без штрафов. Другими словами, НЕТ инструментов воздействия на участников лифтовой отрасли. Как нам кажется, чтобы реально снизить аварийность в таких условиях, нужно вести просветительскую работу и с владельцами лифтов, и со всеми причастными к отрасли организациями. Устраивать открытые консультации, семинары и разъяснять на них выгоды соблюдения новых требований.

11:17, 26 сентября 2017
Stroy.Expert
57,34 67,46